18.Филиппов Л. И. Философская антропология Жана Поля Сартра. — М., 1977. 

19.Философский словарь. Изд. 4-е. — М., 1981. 

20.Amado Levy-Valensi Е. Pour une epistemologie de lincons-ci-ent// Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 3. — Тбилиси, 1978. 

21.Heidegger М. Seinund Zeit. — Halle, 1941. 

22.Sartre J.-P. L’Etre et le Neant. — Paris, 1943. 

23.Wilden A. System and Structure. — N.Y., 1972. 

1.9 Ecce homo 

(«Вершинная» психология и перспективы исследования деятельности)

 

Ecce homo (психология человека). Кто хочет сохранить 
свою душу, тот потеряет ее, а кто хочет
потерять душу, тот сохранит ее (психология вершинная
в отличие от психологии глубинной).

Л. С. Выготский

 

Наше слово в психологии: от поверхностной психологии
— в сознании явление не равно бытию. Но мы
себя противопоставляем и глубинной психологии.
Наша психология — вершинная психология
(определяет не «глубины», а «вершины» личности).

Л. С. Выготский

 Как ни парадоксально, но до сих пор нет полной и аргументированной научной биографии Л. С. Выготского. Знакомство с литературой о нем как на русском, так и на других языках1 поражает тем, что вклад Выготского в психологическую теорию и методологию психологии, как правило, отождествляется с его идеями совершенно определенного периода, в дальнейшем преодоленными им, — чаще всего идеями «культурно-исторической теории». Но ведь Выготский 1925 года, Выготский 1930 года и Выготский 1933—34 годов — далеко не одно и то же. 

Два слова о «Выготском 1930 года». Этим годом помечена замечательная работа, тем не менее свыше 50 лет остававшаяся в рукописи, — «Орудие и знак в развитии ребенка» (Выготский, 1984). Она замечательна тем, что в ней (а также в на- 

 -----------------------------------------------------

1Перечислим только книги и сборники: Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. — М., 1981; Пузырей А. А. Культурно-историческая теория JI. С. Выготского и современная психология. — М., 1986; БрушлинскийА. В. Культурно-историческая теория мышления. — М., 1988; Kozulin A. Psychology in Utopia. — Cambridge, 1984; WertschJ. Vygotsky and the Social Formation of Mind. — Cambridge, 1985; Culture, Communication, and Cognition: Vygotskian Perspectives. — Cambridge, 1985. 

стр 103

стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106

проблеме бессознательного и ход этого симпозиума полностью подтвердили справедливость этих слов. 

Хотелось бы лишь добавить, что условием реализации этой стратегии является разработка методологически последовательной общепсихологической теории, частью которой и должна явиться психология бессознательных процессов, или неосознаваемой психической деятельности. 

Литература 

1.Маркс К. Тезисы о Фейербахе// К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. 3, 1. 

2.Энгельс Ф. Библии чудесное избавление от дерзкого покушения// В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. — М., 1956. 

3.Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. — М., 1968. 

4.Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. 

5.Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М., 1968. 

6.Бухалов Ю. Ф. О диалектике субъективного и объективно-го//В сб. Ленинская теория отражения и современная наука. — М., 1966. 

7.Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собрание сочинений. Т.1. — М., 1982. 

8.Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное. Собрание сочинений. Т. 1. — М., 1982. 

9.Ильенков Э. В. Проблемы идеального// Вопросы философии. - 1979. - №7. 

10.Какабадзе В. Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. — Тбилиси, 1982. 

11.Леклер С. Жак Лакан и возглавляемое им психоаналитическое движение. Ротапринт (на русском языке). — Тбилиси, 1979. 

12.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.,1977. 

13.Леонтьев А .Н. Психологические вопросы сознательности учения// В кн. [12].

14.Леонтьев А. Н. Психология образа// Вестник МГУ. Серия «Психология». — 1979. — №2. 

15.Леонтьев А. А. Л. С. Выготский и предмет научной психологии// Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. — М., 1981. 

16.Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. -М., 1982. 

17.Смирнов С. Д. Психологическая теория деятельности и концепция Н. А. Бернштейна// Вестник МГУ. Серия Психология. —1978.- №2.

 

стр 102

стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106

тивность» (В. А. Петровский), «мотив» (А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов), являются результатом пересмотра концептуальной системы традиционной психологии под углом зрения методологической программы Выготского; другие, и их большинство, отражают картезианскую модель соотношения психического и объективно-предметного. 

В основе упомянутого пересмотра психологических единиц лежат несколько отправных положений. Первое, как уже говорилось, — идея материалистического монизма. Второе — идея единства «экстрацеребрального» и «ин-трацеребрального», психического, при приоритете первого, то есть «деятельности субъекта по отношению к действительности». Третье положение, следующее из первых двух, — это тезис о динамической природе основных психологических единиц, необходимости их выведения из содержательного анализа и обобщения конкретных актов деятельности. Примером подобного анализа, приведшего к переосмыслению понятия мотива, является известная статья С. Д. Смирнова [17]. Четвертое исходное положение может быть сформулировано следующим образом: базой для такого анализа должно служить реальное поведение человека в мире, а не условная, искусственно выделяемая и ограничиваемая ситуация «человек-предмет»; именно в этом направлении шли мысли А. Н. Леонтьева, касавшиеся «образа мира»: «Всякое актуальное воздействие вписывается в образ мира, то есть некоторого целого» [14. С. 11]. 

Таким образом, и подход к феномену бессознательного требует не просто элиминации психологических мифов, «кажимостей», и обращения к целостной системе предметной деятельности и опосредующих ее психических факторов, но — что принципиально важно — содержательно-психологического подхода к анализу деятельности, подхода динамического, процессуального, наконец, отталкивания от целостного образа мира и понимания отдельных единиц и процессов как разных форм и аспектов движения в едином психологическом пространстве. В этом отношении особенно острой является проблема «фона восприятия» и динамики сознательного и бессознательного при выделении из этого фона актуально осознаваемых и сознательно контролируемых компонентов образа мира. В конечном счете едва ли не глав- 

стр 100

стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106

ное в проблеме бессознательного — это как раз его вклад в функционирование человеческого образа мира, роль бессознательных компонентов в формировании этого образа и в системе психических процессов, им детерминируемых. 

Третий вывод относительно психологии бессознательного связан с идеей Выготского об индивиде как «социальном микрокосме». Деятельность, о которой так много говорилось выше как о ключе к интерпретации психического вообще и бессознательного психического — в частности, — не просто нечто экстрацеребральное: при ее изучении необходимо исходить не из отдельного индивида и описания актов его индивидуального поведения, а из форм социальной деятельности и социальных отношений, присущих всей общественной системе в целом, которая задает содержание и формы этой деятельности [5. С. 61]. Поэтому мы не можем не прийти к положению о том, что бессознательное не может быть правильно понято вне конкретно-социального подхода к деятельности в целом. У этого положения есть, в свою очередь, две стороны. Во-первых, такой подход определяет наше общее понимание бессознательных феноменов психики, определяя трактовку тех исходных объективных процессов, которые в динамическом взаимодействии обусловливают возникновение субъективно-психических явлений. Это само по себе уже сложнейшая для интерпретации задача. Но, во-вторых, даже в феноменологии бессознательного существует целый ряд явлений, совершенно не поддающихся научному пониманию вне такого конкретно-социального подхода,—типа эмпатии и вообще субъективного переживания межличностных отношений, типа массовых социально-психологических процессов, в свое время хорошо исследованных А. С. Прангишвили на примере феномена паники, и т. д. В обоих случаях материалистическому пониманию здесь противостоит особого рода интеракционистская позиция, наиболее ярко выступающая в лакановской концепции «словщества». 

«Рассмотрение учения о «бессознательном» в его наиболее общем плане с позиций диалектико-материалистиче-ской философии... является, по нашему убеждению, единственной стратегией, которая раскрывает перед этим учением широкие возможности дальнейшего развития» [3. С. 375], — писал Ф. В. Бассин в 1968 году. Подготовка к симпозиуму по 

стр 101

стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106

Второй тезис, касающийся бессознательного и следующий из изложенной выше позиции Л. С. Выготского: нет разных концепций бессознательного — есть разное понимание отношений человека к миру, к предметной деятельности, есть, как говорит Выготский, «разные конструкции системы знания». Думается, одно из основных расхождений между участниками симпозиума по бессознательному как раз и заключается в различии их общих представлений о характере взаимоотношений человека с предметной реальностью и о месте психических процессов в этой системе взаимоотношений. В этом смысле прав Э. Амадо Леви-Валенси, подчеркнувший в своей статье об эпистемологии бессознательного, что «различные, казалось бы, противоречивые определения бессознательного отражают противоречия ученых и школ, но не противоречивость самой конкретной реальности» [20. С. 142]. Дополняя и углубляя эту мысль, можно выразить ее так: не просто школ, но различных методологических направлений. 

Но если так, то первоочередная задача психолога-материалиста — «ввести в психологию такие единицы анализа, которые несут в себе психическое отражение в его неотторжимости от порождающих его и им опосредуемых моментов человеческой деятельности» [12.С.12—13] и постараться интерпретировать бессознательное в системе таких единиц анализа. Готова ли к этому наша психология? 

Задача, сформулированная здесь словами А. Н. Леонтьева из его последней монографии, была ясна ему уже в конце 30-х годов, когда он писал: «Бытие психологического ... в наличии единого и неразложимого одушевленного жизненного процесса», то есть деятельности; «отсюда предмет психологии — «деятельность субъекта по отношению к действительности, опосредованная отображением этой действительности» (рукопись, цит. по [15. С. 87]). В сущности, вся дальнейшая научная деятельность А. Н. Леонтьева и его учеников и была направлена на раскрытие такого понимания и разработку адекватных ему единиц анализа. Но работа эта осталась незаконченной. В нынешней концептуальной системе психологии деятельности мирно сосуществуют два ряда понятий и единиц: одни из них, как «единица» (Выготский), «уровень» (Бернштейн, А. Н. Леонтьев), «смысловая установка» (Асмолов), «ак- 

стр 99

стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106