используется ряд категорий, объединяющих ее с другими направлениями психологии, но получающих в ней специфическое концептуальное осмысление: «предметная деятельность», «личность», «сознание», «отражение», «идеальное», «установка», «значение», «активность», «субъект», «мотив», «предмет», «цель» и т. п. 

3.Указанные предпосылки были реализованы в концептуальной системе, разработанной в 30—70-е гг. А. Н. Леонтьевым и получившей широкую известность. Мы имеем в виду систему таких понятий, как деятельность—действие — операция, мотив (с дальнейшей спецификацией этого понятия: смыслообразующий мотив, мотив-стимул и др.) — потребность —личностный смысл, цель — целеобразование — зона целей, понятия интен-ционального и операционного аспектов деятельности и мн. др. Уже в работах самого А. Н. Леонтьева мы находим постоянный процесс расширения и уточнения этой концептуальной системы; так, по-разному дается классификация мотивов, вводятся новые понятия (помимо интенционального и операционного аспектов, назовем здесь чувственную ткань образа, мотив-цель и т. п.). Этот процесс является следствием вовлечения в круг научного исследования новых предметных областей, все более углубленной интерпретации ранее исследовавшихся областей, появления новых фактов, нуждающихся в разъяснении и включении в общую систему. Ряд новых понятий был введен и другими представителями ПТД: в их числе функциональные блоки и субблоки (В. П. Зинченко), уровни установок (А. Г. Асмолов), надситуативная активность личности (В. А. Петровский), сознательные и приспособительные операции (А. А. Леонтьев) и др. 

4: В настоящее время перед ПТД стоит рад проблем, нуждающихся в теоретической интерпретации и в силу этого — в дальнейшем развитии концептуальной системы ПТД. Не претендуя на полный перечень таких проблем, остановимся на некоторых из них, наиболее близких научным интересам автора настоящего доклада. 

5.Острой проблемой остается система деятельностей, ее взаимоотношение со структурой личности, генетическая и функциональная ее интерпретация, классификация видов деятельностей (Леонтьев А. А. «Единицы» и уровни деятельности// Вестник МГУ. Серия 

стр 83

стр 82|оглавление|стр 83|стр 84|стр 85|стр 86|стр 87

Тихомиров О. К. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии// В кн.: Психологические механизмы целеобразования.—М.: «Наука», 1977. 

Юдин Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения// Вопросы философии. — 1976а, — №5. 

Юдин Э. Г. Понятие деятельности как методологическая проблема// В кн.: Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика-10. — М., 1976. 

Юдин Э. Г. Деятельность и системность// В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1976. — М.: «Наука», 1977. 

1.7.Некоторые проблемы психологической теории деятельности (ПТД) на современном этапе 

1.ПТД — не застывшая, раз сложившаяся система теоретических догм, воспринимаемых в дальнейшем без критики. Ее можно представить как единство трех уровней: а) исходные теоретико-методические предпосылки, развиваемые при помощи различных более частных концептуальных схем и обеспечивающие единство ПТД как школы («школа Выготского»); б) концептуальный аппарат, используемый в ПТД и испытывающий развитие и преобразование в связи с появлением новых задач и расширением исследования на новые предметные области; в) система конкретных интерпретаций фактического материала. 

2.В качестве исходных предпосылок ПТД можно выделить: а) преодоление «постулата непосредственности» путем введения категории предметной деятельности, определяемой как «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. — М., 1978. — С. 268); б) идею деятельности; в) идею единства «внешних» и «внутренних» форм деятельности и формирования «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»; г) идею единства субъективного и объективного (социального) в деятельности и через деятельность (отсюда положение о личности как «моменте» деятельности — А. Н. Леонтьев); д) истори-ко-генетический принцип анализа, реализующий системный подход в смысле К. Маркса. Соответственно в ПТД 

стр 82

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83

ем ли мы в виду Л-систему, С-систему или Д-систему; возможно, Д-система как раз прежде всего соотнесена с динамикой взаимоотношений интенционального и операционного аспектов), и, во-вторых, понятие функционального блока; при этом понятие операции расчленяется. 

Не встреча осмысленности и предметности, а встреча интенциональности и операциональное «рождает» деятельность. «Динамическая парадигма» деятельности, вычленяемая А. Г. Асмоловым и В. А. Петровским (1978), соотносима как раз со второй, операциональной подструктурой, и поэтому нам представляется правильной идея А. Г. Асмолова об уровнях установок, но мы считаем, что эта их иерархия носит несколько иной характер — все виды установок в определенном смысле операциональны (см. Асмолов, 1977). 

Таким образом, один из основных вопросов, которые предстоит решить, — это динамика соотношения интенционального и операционального аспектов на разных уровнях структуры деятельности. Именно на этом пути, а не на пути развития «концепции активности личности», можно и нужно преодолеть «жесткие схемы, интерпретирующие принцип предметности деятельности» (Смолян и Солнцева, 1977. С. 121). 

Четвертая проблема фиксирована самим А. Н. Леонтьевым. Это проблема соотношения психологии и психофизиологии, перехода от одной к другой в анализе деятельности. Имеются в виду «те психофизиологические функции, реализующие деятельность, которые частью составляют ее естественные предпосылки и накладывают на ее протекание известные ограничения, частью перестраиваются в ней и даже ею порождаются» (Леонтьев, 1974. С. 9). 

Мы, естественно, не исчерпали всех проблем, возникающих на данном этапе развития общепсихологической теории деятельности. Да это и не входило в нашу задачу. Мы лишь стремились показать, что система понятий, описывающих строение деятельности, не является ни жесткой, ни закрытой, что она «работает» не с элементами или автономными процессами, а с «единицами» совершенно другого рода. И, что представляется нам особенно важным, система уровней и единиц деятельности не только и не просто открыта «вверх» и «вниз», она не сопоставлена структуре сознания и тем более не противопоставлена этой 

стр 80

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83

последней, но едина с ней. Наконец, система уровней и единиц деятельности внутренне неоднопорядкова, диалектична, двусторонне ориентирована. 

Эти особенности понимания строения деятельности, не всегда ясно осознаваемые даже теми психологами, которые в своей работе опираются на общепсихологическую теорию деятельности, — реальная предпосылка дальнейшего развития и совершенствования этой теории и ее концептуального аппарата. 

Литература 

Асмолов А. Г. Деятельность и уровни установок// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1977. — №1. 

Асмолов А. Г. и Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности// Вопросы психологии. — 1978. — №1. 

Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. 

Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. 

Зинченко В. 77. Принципы анализа функциональной структуры познавательной и исполнительной деятельности// В кн.: Деятельность и психические процессы. — М., 1977. 

Зинченко В. П., Мунипов В. М. Эргономика и проблемы комплексного подхода к изучению трудовой деятельности// В кн.: Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика-10. — М., 1976. 

Леонтьев А. А. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному// Русский язык за рубежом. — 1974. — №4. 

Леонтьев А. Н. Мышление// Вопросы философии. —1964. — №4. 

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972 (изд. 1-е — М., 1959). 

Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности// В кн.: Основы теории речевой деятельности. — М.: «Наука», 1974. 

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е.—М.: Политиздат, 1977 (изд. 1-е — М., 1975). 

Науменко Л. К. Монизм как принцип диалектической логики. -Алма-Ата, 1968. 

Петровский В. А. К психологии активности личности// Вопросы психологии. — 1975. — №3. 

Рубинштейн С. Л. Основы психологии. — М.-Л., 1935. 

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1940. 

Смолян Г. Л. и Солнцева Г. Н. Психологические факторы оптимизации трудовой деятельности// Вопросы философии. — 1977. - №6. 

стр 81

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83

Второй аспект — иерархия (вернее, иерархизация) деятельностей по степени их «осмысления», их личностной значимости, что непосредственно связано с иерархией мотивов-целей. Идя этим путем, мы приходим к различным уровням деятельностей, как раньше к различным уровням операций. Эти деятельности могут сосуществовать параллельно (или конфликтовать), а могут включаться одна в другую (опять-таки здесь возможен конфликт); в этом случае одна и та же система действий выступает для субъекта двояко — как достижение ближайшей и отдаленной цели, удовлетворение непосредственного и иного мотива; здесь-то и оказывается особенно полезным разделение мотивов на смыслообразующие и мотивы-стимулы (Леонтьев, 1977. С. 202). Целесообразно говорить в этом случае о соотнесенной с сознанием системе деятельностей (С-система). 

Третий аспект, особый, связан с существованием таких видов деятельности (например, перцептивная), которые по самой своей сущности обычно требуют «включенности» в другую деятельность. Этот факт приводит одних исследователей к отрицанию у такого рода процессов статуса деятельности, а других, наоборот, к объявлению именно подобных деятельностей единственным предметом психологии. Здесь мы сталкиваемся с целым клубком вопросов, прежде всего с понятием ориентировочной деятельности: деятельность ли это вообще и как она «вписывается» в общую систему деятельности. Под этим углом зрения, узкодеятельностным, мы рассматриваем третью систему деятельностей, или Д-систему. 

Таким образом, системность деятельностей по крайней мере трояка. Вскрыть природу, конкретную динамику и взаимоотношение этих систем представляется совершенно необходимым и неотложным делом. 

Третья из проблем, получившая частичную разработку у О.К. Тихомирова и В. П. Зинченко, связана с различием интенционального и операционного аспектов действия и, таким образом, с двойной ориентацией структуры деятельности, как бы распадающейся на две подструктуры: «...деятельность — действие» и «действие — операция...». Точки здесь обозначают открытость этих подструктур соответственно «вверх» и «вниз». Если представить структуру деятельности таким образом, в модель органично вписываются, во-первых, понятие «системы деятельностей» (другой вопрос, име-

стр 79

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83