ное в проблеме бессознательного — это как раз его вклад в функционирование человеческого образа мира, роль бессознательных компонентов в формировании этого образа и в системе психических процессов, им детерминируемых. 

Третий вывод относительно психологии бессознательного связан с идеей Выготского об индивиде как «социальном микрокосме». Деятельность, о которой так много говорилось выше как о ключе к интерпретации психического вообще и бессознательного психического — в частности, — не просто нечто экстрацеребральное: при ее изучении необходимо исходить не из отдельного индивида и описания актов его индивидуального поведения, а из форм социальной деятельности и социальных отношений, присущих всей общественной системе в целом, которая задает содержание и формы этой деятельности [5. С. 61]. Поэтому мы не можем не прийти к положению о том, что бессознательное не может быть правильно понято вне конкретно-социального подхода к деятельности в целом. У этого положения есть, в свою очередь, две стороны. Во-первых, такой подход определяет наше общее понимание бессознательных феноменов психики, определяя трактовку тех исходных объективных процессов, которые в динамическом взаимодействии обусловливают возникновение субъективно-психических явлений. Это само по себе уже сложнейшая для интерпретации задача. Но, во-вторых, даже в феноменологии бессознательного существует целый ряд явлений, совершенно не поддающихся научному пониманию вне такого конкретно-социального подхода,—типа эмпатии и вообще субъективного переживания межличностных отношений, типа массовых социально-психологических процессов, в свое время хорошо исследованных А. С. Прангишвили на примере феномена паники, и т. д. В обоих случаях материалистическому пониманию здесь противостоит особого рода интеракционистская позиция, наиболее ярко выступающая в лакановской концепции «словщества». 

«Рассмотрение учения о «бессознательном» в его наиболее общем плане с позиций диалектико-материалистиче-ской философии... является, по нашему убеждению, единственной стратегией, которая раскрывает перед этим учением широкие возможности дальнейшего развития» [3. С. 375], — писал Ф. В. Бассин в 1968 году. Подготовка к симпозиуму по 

стр 101

стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106