тивность» (В. А. Петровский), «мотив» (А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов), являются результатом пересмотра концептуальной системы традиционной психологии под углом зрения методологической программы Выготского; другие, и их большинство, отражают картезианскую модель соотношения психического и объективно-предметного. 

В основе упомянутого пересмотра психологических единиц лежат несколько отправных положений. Первое, как уже говорилось, — идея материалистического монизма. Второе — идея единства «экстрацеребрального» и «ин-трацеребрального», психического, при приоритете первого, то есть «деятельности субъекта по отношению к действительности». Третье положение, следующее из первых двух, — это тезис о динамической природе основных психологических единиц, необходимости их выведения из содержательного анализа и обобщения конкретных актов деятельности. Примером подобного анализа, приведшего к переосмыслению понятия мотива, является известная статья С. Д. Смирнова [17]. Четвертое исходное положение может быть сформулировано следующим образом: базой для такого анализа должно служить реальное поведение человека в мире, а не условная, искусственно выделяемая и ограничиваемая ситуация «человек-предмет»; именно в этом направлении шли мысли А. Н. Леонтьева, касавшиеся «образа мира»: «Всякое актуальное воздействие вписывается в образ мира, то есть некоторого целого» [14. С. 11]. 

Таким образом, и подход к феномену бессознательного требует не просто элиминации психологических мифов, «кажимостей», и обращения к целостной системе предметной деятельности и опосредующих ее психических факторов, но — что принципиально важно — содержательно-психологического подхода к анализу деятельности, подхода динамического, процессуального, наконец, отталкивания от целостного образа мира и понимания отдельных единиц и процессов как разных форм и аспектов движения в едином психологическом пространстве. В этом отношении особенно острой является проблема «фона восприятия» и динамики сознательного и бессознательного при выделении из этого фона актуально осознаваемых и сознательно контролируемых компонентов образа мира. В конечном счете едва ли не глав- 

стр 100

стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106