прямо обратился к анализу этого вопроса, подчеркнув, что—при материалистическом подходе — психика выступает «как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается его сознательной частью, и потому нам представляется, что в психологии совершенно законно говорить о психологически сознательном и психологически бессознательном: бессознательное есть потенциально сознательное» [8. С. 146]. 

Из этих тезисов Выготского следуют дальнейшие выводы, принципиально важные для нашей проблемы. 

Первый из них: у бессознательного нет своей особой онтологии. Нет и не может быть — для философа или психолога-материалиста — особой «науки о бессознательном», — это была бы наука о кажимостях. Факт существования бессознательных явлений неоспорим; но нет никаких методологических или теоретических оснований выделять бессознательное в некий особый предмет. Выготский очень точно определил бессознательное как потенциально сознательное и — в другом месте той же статьи — заметил, что речь идет о разной степени сознательности и о сложных динамических взаимоотношениях в психике сознательных и бессознательных элементов. 

Кстати, совершенно не случайно на Тбилисском симпозиуме оказалось, что среди советских участников, в сущности, не было «специалистов по бессознательному». Были специалисты по психотерапии неврозов, экспериментальной и теоретической психологии установки, психологии личности, уровням регуляции деятельности и т. д. ит. п. 

На психологическом уровне положение об отсутствии у бессознательного собственной онтологии выступает уже в самой постановке основных проблем. Возьмем, например, такой вопрос, как уровни организации деятельности. Как известно, современная советская психология опирается в этом отношении на психофизиологическую теорию Н. А. Бернштейна, и в частности — на его положение о ведущем и фоновых уровнях [4. С. 99—100 и др.]. В собственно психологическом аспекте, применительно к уровням осознанности любой деятельности, мы располагаем здесь блестящим исследованием А. Н. Леонтьева [13]. 

стр 96

стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106