Сциллой «рефлексивного» редукционизма (вульгарного рационализма) и Харибдой агностицизма и интуитивизма. 

Иными словами, должна быть проведена четкая грань между философской проблемой субъективной целостности человеческого бытия (противопоставленной научному рационализму) и психологической проблемой онтологического единства личности и деятельности. Участниками в нашем диалоге выступили, с одной стороны, субъективистская, иррационалистическая квазифилософская антропология, с другой стороны — научная, материалистическая, рациональная философия человека. И именно в этом, а не в отношении к Фрейду и фрейдизму и не в конкретно-психологических построениях той или иной научной школы, состояло главное, принципиальное расхождение. 

Кто же был вторым собеседником в этом диалоге, с каких позиций выступали и выступают сторонники рационалистического подхода к бессознательному? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется затронуть проблему бессознательного в двух ее аспектах, на двух уровнях: как проблему собственно философскую и как проблему психологическую. 

Методологическое расхождение двух философских лагерей не исчерпывается принципиальным противостоянием научного рационализма и иррационалистической квазифилософской антропологии а lа Лакан. Не менее острой является другая философская альтернатива: философский дуализм и диалектико-материалистический монизм. 

В последнее время корни онтологического дуализма любой «глубинной» психологии успешно вскрывает В. Л. Какабадзе [10]. Он убедительно показал, в частности, органическую связь между интуитивизмом, агностицизмом и признанием психофизического параллелизма. Проделанный этим автором анализ взглядов 3. Фрейда, К. Г. Юнга и А. Адлера может быть легко продолжен применительно к любой иррациональной психологии прошлого, равно как и сегодняшнего дня. 

Четкую методологическую альтернативу такому подходу предложил в 1926 году Л. С. Выготский в известной работе «Исторический смысл психологического кризиса». Напомним его основные положения. 

стр 94

стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106