Он сказал, что главный недостаток всего предшествующего материализма в том, что «предмет, действительность, чувственность берется ... не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» [1. С. 1] — легко видеть, что «Философский словарь» здесь очень близок к мысли Маркса.
Итак, субъективное ни в коем случае не есть нечто «антиобъективное» или «антиобъектное». Это отображение объекта в деятельности человека, это характеристика деятельности с объектом. Оно и может существовать только в формах деятельности! Оно, как правильно пишет Ю. Ф. Бухалов, выступает как социальная характеристика целенаправленной практической и познавательной деятельности. «Субъект, исходя из своих потребностей и целей, ... сначала мысленно, а затем практически преобразует ее ... В этом процессе происходит и преобразование самого субъекта, складываются новые общественные отношения, потребности, цели, знания и т. д.» [6. С. 112]. Иначе говоря, мы должны понимать субъективное либо — в философском плане — как свойство деятельности, либо — в психологическом — как то, что направляет и определяет процесс деятельности, так сказать, со стороны субъекта. А это и есть то, что мы называем «психическим». Отсюда безусловна ошибочность понимания субъективного у К. К. Платонова как свойства, присущего животным, а не только человеку.
Ошибочна и его идея о том, что субъективное (в том числе идеальное) есть результат психического отражения1. Эта идея хорошо сочетается с его же мыслью о том, что «идеальное — всегда психическое»: но ведь идеальность «есть не что иное, как представленная в вещи форма общественно-человеческой деятельности» [9. С. 148], а «сознание и воля индивидов выступают как функции идеальности вещей» (там же). Они, как и другие психические феномены, суть психические формы выражения идеального. Выражения, а не существования! Их существование, как любил говорить А. Н. Леонтьев, связано с «экстраце-ребральными» процессами.
-------------------------------------
1 Кстати, даваемое им определение отражения звучит совершенно по-мольеровски: «Отражение — это такое взаимодействие феноменов, при котором отраженный феномен, оставаясь существенно неизменным, создает в отражающей системе феномен отраженного как продукт процесса отражения» [16. С. 91].
стр 98
стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106