—с понятием личности, включения анализа строения деятельности в более широкий контекст. 

Уже из беглого образа состояния вопроса о строении деятельности, который дан выше, видно, что многие проблемы, по существу, остаются еще неразработанными и поставленными лишь в общей форме. Таким образом, открываются широкие возможности их различных решений, которые и были предложены рядом авторов. 

Не претендуя на сколько-нибудь полный обзор, мы остановимся лишь на двух концепциях, которые представляются нам ставящими наиболее серьезные вопросы. Обратимся прежде всего к положениям, которые были высказаны Э. Г. Юдиным в его статьях 1976—1977 гг. Пожалуй, главными в них являются понимание этим автором методологического статуса общепсихологической теории деятельности и как следствие этого предложенная им дилемма: относится ли трехчленное строение деятельности к анализу и объяснению или к самому предмету исследования? 

Э. Г. Юдин считает, что в теории деятельности предметов собственно психологическим является лишь уровень действия, а два других уровня выполняют скорее «пояснительную роль»: деятельность — как способ связать психологию с социально-философским контекстом, операция—как то, что связывает психологию с нейрофизиологией (1976. С. 75). Он полагает, что эти уровни лишь «схема объяснения», неосознанно понимаемая и как «схема предмета». 

Принимая с порога, что понятия, выделяемые в системе деятельности, суть «единицы анализа», Э. Г. Юдин отмечает далее, что в трехчленной структуре деятельности такие категории, как мотив, цель и условие, занимают свое особое место и что, по-видимому, они «должны образовать особый ряд единиц» (с. 77). 

В другой статье (1976а) Э.Г. Юдин полагает, что трехчленная схема, достаточная как объяснительная схема, требует специальной верификации как характеристика предмета изучения. При этом он упрекает А. Н. Леонтьева в том, что тот объясняет психологические явления прямыми ссылками на явления социальные (разделение труда и т. п.). Автор вообще считает, что неправомерно определять сознание и личность «целиком через деятельность» (1977.

стр 73

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83

—в соотношении действий (одного и того же) субъекта, их включенности одно в другое. 

Ставится вопрос и о расчленении деятельности на более дробные, чем операции, единицы (здесь это слово употребляется без кавычек); в качестве примера приводится понятие функционального блока, предложенное В.П. Зинченко. Но это составляет переход уже к анализу интрацеребральных процессов, реализующих деятельность. 

Наконец, вводится понятие о личности как внутреннем моменте деятельности. Именно и только в результате нерархизации отдельных деятельностей индивида, осуществляющих его общественные по своей природе отношения к миру, он обретает особое качество — становится личностью. Новый шаг анализа состоит здесь в том, что если при рассмотрении деятельности в качестве центрального выступало понятие системы действий, то в анализе личности главным становится понятие иерархических связей деятельностей, иерархии их мотивов. Связи эти, однако, никоим образом не задаются личностью как неким внедеятельностным или надцеятельностным образованием; развитие, расширение круга деятельностей само необходимо приводит к связыванию их в «узлы», а отсюда и к образованию нового уровня сознания — сознания личности. 

Мы вынуждены были воспроизвести некоторые общеизвестные положения рассматриваемой концепции деятельности, чтобы показать, что данная концепция является в силу своей внутренней логики широко открытой для дальнейшего развития. Она открыта и «вниз», и «вверх». «Вниз», так как требует исследования интрацеребральных (психофизиологических) процессов и структур, которые порождаются филогенетическим и онтогенетическим развитием предметной деятельности, то есть исследования их как зависимых от деятельности и вместе с тем как обусловливающих возможность ее реализации. Она открыта также «вверх», так как необходимо требует обращения к понятиям и категориям, имеющим более глобальный характер, чем понятие деятельности (как единицы), и прежде всего к понятиям системы и иерархии деятельностей; но это обращение, естественно, предполагает исследование соотношения строения деятельности со строением сознания и, далее,

стр 72

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83

ности субъекта отношение того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено, то есть отношение мотива к цели. Отношение значения и смысла есть отношение главных «образующих» внутреннего строения человеческого сознания; мы бы сказали более категорично: это отношение и есть его главная «образующая». 

Развитие производства диктует возникновение системы соподчиненных действий, то есть сложного действия; а это означает — в плане сознания — важнейший шаг: переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. С другой стороны, разделение труда, производственная специализация рождают «сдвиг мотива на цель» и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и новых потребностей, а отсюда — дальнейшая качественная дифференциация осознания. 

Другим важнейшим шагом является переход к собственно внутренним психическим процессам, возникновение теоретической фазы практической деятельности. Появляются внутренние речевые действия, а впоследствии формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. 

Так же, как и деятельность, сознание не есть простая сумма элементов, оно имеет свое собственное строение, свою внутреннюю целостность, свою логику. И если жизнь человека есть система сменяющихся друг другом и сосуществующих или конфликтующих деятельностей, то сознание есть то, что их объединяет, что обеспечивает их воспроизведение, варьирование, развитие, их иерархию. Поэтому главное не в поэлементной связи «единиц» сознания с «единицами» деятельности, а в системообразующей роли сознания по отношению к целокупности деятельностей, во-первых, и в двусторонней взаимообусловленности динамики внутреннего строения сознания и динамики строения деятельности, во-вторых. 

Обратим внимание на то, какое развитие получили изложенные выше идеи в книге «Деятельность. Сознание. Личность» (Леонтьев, 1975, 1977). 

Здесь прежде всего подчеркивается неаддитивный, молярный характер деятельности. Это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения,

стр 70

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83

свое развитие», «включенная в систему отношений общества» (стр. 82). Ведь в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность; сами эти общественные условия несут в себе для него мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы, и таким путем «общество производит деятельность образующих его индивидов» (с. 83, курсив наш. —А.А. Л.). То, что управляет процессами деятельности, — это первично — сам предмет, предметный мир, а вторично—его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует и несет в себе предметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальная мера, овеществляемая в деятельности; человеческое сознание существенно участвует в движении деятельности. Таким образом, наряду с «сознанием-образом» вводится понятие «сознание-деятельность», а в целом сознание определяется как внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности (с. 157). 

Еще и еще раз подчеркивается: действия — не особые «отдельности» в составе деятельности: специфически человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий (с. 104). Один и тот -же процесс выступает как деятельность в своем отношении к мотиву, как действие или цепь действий в своем подчинении цели. Таким образом, действие не компонент и не единица деятельности — это именно ее «образующая», ее момент. 

Далее более подробно анализируется соотношение мотивов и целей. Вводится понятие «мотива-цели», то есть осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» (цели деятельности, а не действия), и «зоны целей», выделение которой целиком зависит от мотива; выбор же конкретной цели, процесс целеобразования связывается с «апробированием целей действием» (с. 106). Вместе с тем вводится понятие о двух аспектах действия. «Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто)» (с. 107). Отсюда несколько иное определение операции — это качество, образующая действия. Если генезис действия — в обмене деятельностями, в соотношении «совокупного субъекта» (Маркс) и индивидуального субъекта, то генезис операции

стр 71

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83

тему. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, определяется приматом генетического подхода. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны: деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет. 

Необходимо поэтому особо остановиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания. 

Уже с самого начала А. Н. Леонтьев подчеркивает, что появление у деятельности дифференцированной внутренней структуры есть следствие возникновения коллективной трудовой деятельности (Леонтьев, 1972. С. 273). Оно возможно тогда и только тогда, когда человек субъективно отражает реальную или возможную связь своих действий с достижением общего конечного результата. Это и дает возможность человеку выполнять отдельные действия, казалось бы, не эффективные, если брать их изолированно, вне коллективной деятельности. 

«Таким образом, вместе с рождением действия, — пишет А. Н. Леонтьев, — этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики — разумный смысл для человека того, на что направлена его активность» (1972. С. 274). Вместе с тем появляется и возможность осознания, презентации самого предметного мира, в результате чего возникает сознание в собственном смысле, как отражение действительности посредством значений. 

Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности: «Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания» (1972. С. 186). Каким образом? Психическое отражение всегда «пристрастно». Но в нем есть то, что соотнесено с объективными связями, отношениями, взаимодействиями, что входит в общественное сознание и закреплено в языке, и то, что зависит от отношения данного субъекта к отраженному предмету. Отсюда различение значения и личностного смысла, столь часто анализировавшееся разными авторами. Нас сейчас интересует смысл как специфическое, возникающее в деятель-

стр 69

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83