Второй тезис, касающийся бессознательного и следующий из изложенной выше позиции Л. С. Выготского: нет разных концепций бессознательного — есть разное понимание отношений человека к миру, к предметной деятельности, есть, как говорит Выготский, «разные конструкции системы знания». Думается, одно из основных расхождений между участниками симпозиума по бессознательному как раз и заключается в различии их общих представлений о характере взаимоотношений человека с предметной реальностью и о месте психических процессов в этой системе взаимоотношений. В этом смысле прав Э. Амадо Леви-Валенси, подчеркнувший в своей статье об эпистемологии бессознательного, что «различные, казалось бы, противоречивые определения бессознательного отражают противоречия ученых и школ, но не противоречивость самой конкретной реальности» [20. С. 142]. Дополняя и углубляя эту мысль, можно выразить ее так: не просто школ, но различных методологических направлений. 

Но если так, то первоочередная задача психолога-материалиста — «ввести в психологию такие единицы анализа, которые несут в себе психическое отражение в его неотторжимости от порождающих его и им опосредуемых моментов человеческой деятельности» [12.С.12—13] и постараться интерпретировать бессознательное в системе таких единиц анализа. Готова ли к этому наша психология? 

Задача, сформулированная здесь словами А. Н. Леонтьева из его последней монографии, была ясна ему уже в конце 30-х годов, когда он писал: «Бытие психологического ... в наличии единого и неразложимого одушевленного жизненного процесса», то есть деятельности; «отсюда предмет психологии — «деятельность субъекта по отношению к действительности, опосредованная отображением этой действительности» (рукопись, цит. по [15. С. 87]). В сущности, вся дальнейшая научная деятельность А. Н. Леонтьева и его учеников и была направлена на раскрытие такого понимания и разработку адекватных ему единиц анализа. Но работа эта осталась незаконченной. В нынешней концептуальной системе психологии деятельности мирно сосуществуют два ряда понятий и единиц: одни из них, как «единица» (Выготский), «уровень» (Бернштейн, А. Н. Леонтьев), «смысловая установка» (Асмолов), «ак- 

стр 99

стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106