ально антисоциальна и антиисторична, — то только наша «вершинная психология» оказывается подлинно научной, социальной и историчной. 

Теперь ясен и второй абзац первого эпиграфа. Тот, кто, по слову Христа (Матф., 16, 25), «хочет сохранить свою душу», — эта глубинная психология. Она прочно держится за идею изначальной цельности, нерасчлененности души, подсознательной психики — и тем закрывает путь к ее научному пониманию. А «вершинная» психология «хочет потерять душу», занимается анализом ее единиц, образующих ее процессов — и оказывается способной осуществить завершающий синтез и понять природу «души» (личности) на новом уровне, в ее социальной обусловленности и подлинной диалектике. 

Уже в 1929 г. был намечен этот принципиально новый шаг — Выготский развивает мысль о том, что не только высшие психические функции сами по себе, не только сознание имеет социальную, культурную природу, — главное в социальном происхождении, социальной природе личности. подчиняющей себе и сознание, и отдельные психйческие процессы. Нет необходимости подчеркивать, насколько такое понимание далеко от «классической» культурно-исторической концепции. 

И вот здесь-то мы приходим к знаменитой, но плохо понятой современными психологами теории синтеза интеллекта и аффекта. Или — как писал сам Выготский в докладе о сознании — теории «отношения деятельности к переживанию». 

Из широко известных работ Выготского затрагивает эти вопросы только одна — «Мышление и речь», а именно глава I. При ее анализе сразу же становится ясным, что аффект как таковой тут не при чем: он «олицетворяет» не только побуждения, интересы, влечения, мотивы, потребности, но и волю. И вообще не в единстве аффекта и интеллекта дело, а в том, что оно осуществляется в форме «динамической смысловой системы», в которой находят место и «динамика мысли» (интеллект), и «динамика поведения и конкретной деятельности личности» (Выготский, 19826. С. 22). 

Если же обратиться к собственно эмоциональным процессам и состояниям, как это делает Выготский в «Учении об эмоциях», то эмоция, с одной стороны, есть «стремление к действованию в определенном направле- 

стр 106

стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114