5.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — №6.
6.Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. I. — М., 1980.
7.Выготский Л. С. Проблема сознания// Собр. соч. в 6 т. — М., 1982(a). - Т. 1.
8.Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. в 6 т. — М., 1982(6). - Т. 2.
9.Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка// Собр. соч. в 6 т. — М., 1984 (а). — Т. 6.
10.Выготский Л. С. Учение об эмоциях// Собр. соч. в 6 т. — М., 1984 (б).-Т. 6.
11.Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера// Собр. соч. в 6 т. — М., 1984 (в). — Т. 6.
12.Выготский Л. С. Конкретная психология человека//Вестник Моск. ун-та. Сер. Психология. — 1986. — №1.
13.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 1986.-Т. 1.
14.Леонтьев А. Н. Л. С. Выготский// Советская психоневрология. — 1934. — №6.
15.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — М., 1983. — Т. 2.
1.10.Языковое сознание и образ мира
Как известно, «язык есть практическое.., действительное сознание» [Маркс, Энгельс. Т. 3. С. 29]. За этим высказыванием Маркса и Энгельса стоит мысль о соотнесенности сознания как философско-психологического феномена и языка как социальной системы, части социального опыта народа и человечества в целом. С другой стороны, и психологу, и философу совершенно ясно, что язык не является ни демиургом, ни содержанием сознания. Как совершенно правильно комментирует процитированную мысль Маркса и Энгельса А. Н. Леонтьев, «то, в чем и при помощи чего существует сознание общества, есть язык» [А. Н. Леонтьев, 1988. С.38]. Именно — в чем и при помощи чего! И не более.
Леонтьев продолжает, излагая Выготского: «Сознание имеет языковую, речевую природу... Иметь сознание — владеть языком. Владеть языком — владеть значениями. Значение есть единица сознания» (имеется в виду языковое, вербальное значение). Сознание при этом понимании является знаковым.
стр 113
стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114
ризации. Мое бытие — процесс экстериоризации, включенный в бесконечный диалог с людьми и вещами.
Аналитическое изучение процессов бытия человека-в-мире и отражения этого бытия в его психике необходимо, но оно, говорит Леонтьев, предполагает обязательное «возвращение к построению в сознании индивида образа внешнего многомерного мира, мира как он есть, в котором мы живем, в котором мы действуем, но в котором наши абстракции сами по себе не «обитают»...» (там же. С. 255).
Психология деятельности? Ее нет. И никогда не было ни для Выготского, ни для Леонтьева. Была психология «деятельности-сознания-личности». И оба они, и Выготский, и Леонтьев, шли одним и тем же путем: от сознания к деятельности и, наконец, к личности как основному и подлинному объекту психологического исследования: к личности не как таковой, а как динамической, изменчивой системе отношений человека и мира, определяющей и познание, и действие, и их связь в единой психологической структуре.
Оба подошли к построению новой концептуальной системы — и оба не успели ее построить. Это и есть, как представляется, та ближайшая задача, поиск решения которой может одухотворить развитие психологии на протяжении следующего десятилетия. Психологии, увы, сегодня в большой мере превратившейся из науки о бесконечно развивающемся человеке в бесконечно меняющемся мире, из науки о деянии свободной творческой личности, в науку о деятельности ограниченного и ригидного сознания.
...«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я...» (Фил., 3, 12).
Литература
1.Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. — М., 1986.
2.Выготский Л. С. Педология подростка. Вып. 2. — М.-Jt., 1931.
3.Выготский Л. С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже// Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.-Л., 1932.
4.Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости//Умственно отсталый ребенок/Под ред. Л. С. Выготского. — М., 1935.
стр 112
стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114
ность вступает во все новые отношения с сознанием (отражением) и деятельностью, опосредует их взаимосвязь или даже прямо детерминирует их — через мотивацию в первую очередь. В-четвертых, человек живет в поле, которое для него есть единство предметного и, так сказать, социального, человеческого, мира: в этом отношении интересна одна из рукописей А. Н. Леонтьева, где говорится о «человеческом», а не только моем, пространстве как части образа мира. То же с временем: даже «сейчас» может быть трояким — нелокализованным, так сказать, абсолютным; локализованным в моей биографии; локализованным в общественно-историческом процессе.
Читатель, знающий наследие М. М. Бахтина, не может не почувствовать внутреннее родство между описываемыми идеями Выготского—Леонтьева и концепцией Бахтина. Вот что пишет этот последний в своих рукописных заметках: «Мир, где действительно протекает, свершается поступок, — единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый, весь проникнутый эмоционально-волевыми тонами утвержденной целостной значимости. Единую единственность этого мира, не содержательно смысловую, а эмоционально-волевую, тяжелую и нудительную, гарантирует действительности признание моей единственной причастности, моего не-алиби в нем...
...В соотнесении с моим единственным местом активного исхождения в мире все мыслимые пространственные и временные отношения приобретают ценностный центр, слагаются вокруг него в некоторое устойчивое конкретное архитектоническое целое — возможное единство становится действительной единственностью...
Если я отвлекусь от этого центра исхождения моей единственной причастности бытию, причем не только от содержательной определенности ее (пространственно-временной и т. п.), но и от эмоционально-волевой утвержденности ее, неизбежно разложится конкретная единственность и нудительная действительность мира, он распадется на абстрактно-общие, только возможные моменты и отношения, могущие быть сведенными к такому же только возможному, абстрактно-общему единству. Конкретная архитектоника переживаемого мира заменится не-временным, и не-пространственным, и не-ценностным систематическим единством абстрактно-общих мо-
стр 110
стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114
ментов...» (Бахтин, 1986. С. 511—512) — что и происходит, когда мы начинаем интерпретировать деятельностный подход с позиций «фельдшеризма», как говаривал Выготский.
И дальше — о «большом» и «малом» опыте. «В «малом» опыте — один познающий (все остальное — объект познания), один свободный субъект (все остальные — мертвые вещи), один живой и незакрытый (все остальное — мертво и закрыто), один говорит (все остальное безответно молчит).
В большом опыте все живо, все говорит, этот опыт глубоко существенно диалогичен. Мысль мира обо мне, мыслящем, скорее я объектен в субъектном мире...» (там же. С. 519-520).
По-видимому, М. М. Бахтин не общался с Выготским. С другой стороны, цитированные здесь «Заметки» Бахтина были опубликованы уже после смерти А. Н. Леонтьева, который лично Бахтина не знал и работы его, насколько нам известно, не читал — во всяком случае в его библиотеке их не было. Значит, налицо не заимствование, а конвергенция.
Та «новая система психологического знания», появления которой Леонтьев ожидал к 2000 году, — система, реализующая методологическую схему «Исторического смысла...», — по-видимому, должна строиться не «снизу вверх»,, а «сверху вниз». Иными словами, от человека-в-мире к миру-в-человеке, а от этого последнего к отдельным психическим процессам, реализующим этот образ мира, — и затем к их новому синтезу. Далее, она должна быть хронотопической в своем истоке, уметь описывать бытие человека не в абстрактном знании, а в реальном пространстве-времени, в «большом опыте». Наконец, этот большой опыт должен быть актуализацией не только и не столько индивидуальной, сколько, так сказать, «соборной» души. Живя в мире, я, человек, «исхожу/имею свое «я» не в себе самом (его другие находят во мне!), в других, в другом, вне меня существующем — в собеседнике, в любимом, в природе, а также в компьютере, в Системе» (Леонтьев, 1983. С. 241)1. Мое познание — процесс интерио-
----------------------------------------------------
1Это понятие «Системы» — полный аналог «Административно-командной Системы», понятия, сформулированного Г. X. Поповым через 13 лет (фрагмент Леонтьева относится к 1974 г.). Сравните на той же стр.: «А ведь приказы только кажутся отдаваемыми лицом или лицами; на самом деле эти лица только персонифицируют Систему с большой буквы, предъявляющую в силу объективного развития свои требования к осуществляющим функции управления людям».
стр 111
стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114
смыслу происходящего для субъекта, для удовлетворения имеющихся у него потребностей. Лишь согласованное функционирование двух систем, лишь, как выражался Л. С. Выготский, «единство аффекта и интеллекта...» может обеспечить полноценное осуществление любых форм деятельности...» (Запорожец, 1986. С. 258—259). А в другом месте он писал о «функциональной системе интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов» (там же. С. 283).
Впрочем, еще в 1934 г., в некрологе Выготского, А. Н. Леонтьев высказал тезис, согласно которому должно быть создано «учение о процессе, о сознании действующем», «конкретная теория осознания человеком своего — человеческого — бытия» (Леонтьев, 1934. С. 189), основанная не на противоположности сознания и объективного мира, а на противоположности образа и процесса. В 30-е годы А. Н. Леонтьев вообще неоднократно высказывался в этом духе: другой вопрос, что ни в «Проблемах развития психики», ни даже в «Деятельности. Сознании. Личности» он не развивал — во всяком случае в той мере, какой она того заслуживала, —этой линии исследования. И только перед самой смертью Леонтьев вернулся к концепции образа мира как человеческой практики в ее идеализированных формах, единства индивидуального и социального опыта в виде того смыслового поля, в котором живет — которое отражает, к которому относится, в котором действует — человек. Можно сказать, что концепция образа мира как раз и явилась новым осмыслением некоторых положений «вершинной» психологии Выготского, развивавшихся Леонтьевым в 30-е годы.
Человек живет в мире. Это означает, во-первых, что он непрерывно отражает этот мир в своем сознании и в своей психике в целом (эмоция, если рассматривать ее по А. Н. Леонтьеву, есть тоже отражение мира в психике человека!). Во-вторых, он непрерывно действует в этом мире — естественно, это может быть практическое действие в реальной предметной среде, а может быть умственное, мыслительное действие в «смысловом поле», в теоретическом образе мира. Это означает, в-третьих, что отношение между отражением и действием, образом и процессом постоянно меняется, как меняется и динамика отношений между действием в смысловом поле и действием в реальном мире. Возникают все новые «сплавы», актуализируются различные мотивы, лич-
стр 109
стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114
© 2024 FavThemes