писанных одновременно статье «О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка» (Выготский, 1980), предисловии к книге Пиаже (Выготский, 1932) и втором выпуске «Педологии подростка» (Выготский, 1931)) впервые дается совершенно четкая характеристика человеческой деятельности, в основных чертах идентичная с теорией деятельности, детально разработанной А. Н. Леонтьевым и Харьковской группой психологов в 1935—1940-х гг. Здесь содержатся все основные тезисы будущей теории деятельности: идея ее целенаправленности, ее специфической мотивированности (и даже предметности ее мотива!), ее специфического «состава» и «строения», возможности для нее быть как «практической», так и «символической» (позже утвердился термин «теоретическая деятельность»), практического генезиса мышления и вообще психики ребенка, идея иерархии деятельностей как одного из конституирующих моментов личности, идея ведущего типа деятельности. Интересно, что сам термин «деятельность» в перечисленных работах еще не установился (и в известном «Психологическом словаре» Б. Е. Варшавы и Выготского, опубликованном в 1931 г., но сданном в печать в 1927 г., этого термина нет), но чередуется он обычно с терминами... «действие» и «операция»! Так или иначе, в 1930 г. Выготский, бесспорно, приходит к созданию теории деятельности1, и поэтому совершенно беспочвенны любые попытки противопоставить его взгляды взглядам его школы, в частности — Харьковской группы психологов. 

Однако уже в этих работах возникает ряд теоретических положений, в воззрениях Харьковской группы не отразившихся или по крайней мере не занимающих в них достаточно заметного места. Они остались незамеченными и историографами Выготского, не говоря уже о его критиках. Важнейшая из них — идея «смысла», «смыслового поля»2, ярко выступающая в его знаменитой лекции об игре,

------------------------------- 

1Подробный анализ указанных работ Выготского см.: Леонтьев А. А. Лев Семенович Выготский. — М., 1990 (гл. VII). 

2Термин «смысл» выступает у Выготского в двух различных значениях. Сравните, с одной стороны, опубликованный нами знаменитый доклад о сознании (Выготский, 1982а), относящийся к 1933 г., где говорится о «смысловом строении сознания», о «смысловых структурах» и о возникновении у ребенка «осмысленной картины мира», отделенной от непосредственного восприятия предметов; и с другой — канонический текст «Мышления и речи», где смысл определяется как «совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову» (Выготский, 19826. С. 346) 

стр 104

стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114