Словщество — неологизм, придуманный Лаканом (по-французски он звучит «parletre»). И за ним стоит не просто идея социальной природы личности — или, вернее, совсем не эта идея! Это выясняется очень скоро: «человек может «зачать», то есть породить другого (словщество) в зависимости от слов (мифов, законов, речи), а не только вследствие поры спаривания... фаллос представляет двуликий оператор, полутело, полуслово, действие которого проявляется в каждодневных сношениях людей... свидетель разделенной и противоречивой природы, импульсирующей движение, из которого состоит жизнь словщества» [11. С. 7-8].
Словщество, по Лакану и Леклеру, — «существо желания». Где корни этого желания? В диалектике «телесной материальности» и «значащей материальности». Обе они органичны для человека (словщества), и их взаимодействие как раз и есть жизнь, «реальное» (в терминологии Лакана). Это «реальное» принципиально «не поддается уловлению символикой», «ускользает от всякой попытки сведения к словам» [11. С. 8—9]: «для словщества не существует за-логики.., никакой надстройки, могущей объяснить структуру, состоящую из тела и слов... Не существует метаязыка» [11. С. 8].
Значит, не существует — и не может существовать! — метаязыка никакой науки о человеке, претендующей на раскрытие онтологии «реального». «Словщество» принципиально непознаваемо на научной, рациональной основе: «становится очевидным, что не существует никакой связи.., исходя из которой стало бы возможным полностью охватить продолжающийся процесс, каким является наша жизнь» [11. С. 9].
А где же все-таки здесь место желания? Сила желания (она же жизненная сила) «исходит из специфической экономии, управляющей психическими силами, зависящими от категорийных элементов, выдвинутых психоанализом: части тела.., значащие элементы (бессознательные представления), воображаемые представления.., субъективное скандирование (делание субъекта)... Потребность удовлетворяется обычным объектом.., в то время как объект желания, как это ясно указал уже Фрейд, состоит только в разнице между полученным удовлетворением и воспоминанием о первом, мифическом удовлетворении» [ 11. С. 9].
стр 88
стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106