Выготский констатирует, что существует две психологии — естественнонаучная и спиритуалистическая, «то есть два разных, непримиримых типа науки, две принципиально разные конструкции системы знания. Борьба действительно происходит только между двумя тенденциями, лежащими и действующими за спиной всех борющихся течений... Все остальное есть борьба внутри каждой из этих двух психологий» [7. С. 381]. 

Предметом материалистической, естественнонаучной психологии, по Выготскому, является психическое бытие. «Моя радость и мое интроспективное постижение этой радости — разные вещи» [7. С. 411]. «Что же мы должны изучать — этот (чувственный. — А. Л.) акт сам по себе таким, как он есть, или таким, каким он является мне? Материалист.., не задумываясь, говорит: сам по себе объективный акт» [7. С. 412]. 

Если мы будем идти этим путем, то кто же будет изучать психологические «кажимости»? Сама проблема, по Выготскому, поставлена неправильно. «Ведь в науке мы хотим узнать истинную, а не кажущуюся причину кажимости... Если я буду знать физическую природу двух линий и объективные законы глаза, как они есть, сами по себе, я получу в качестве вывода из них объяснение кажимости, иллюзии» [7. С. 412]. Проще: субъективное не исчерпывает собой предмет психологии. 

«В гносеологии кажимость есть, и утверждать о ней, что она есть бытие, — ложь. В онтологии кажимости нет вовсе. Или психологические феномены существуют — тогда они материальны и объективны, или их нет — тогда их нет и изучать их нельзя. Невозможна никакая наука только о субъективном, о кажимости, о признаках, о том, чего нет. Чего нет — того нет вовсе, а не полунет, полуесть. Это надо понять» [7. С. 415]. 

И далее: «Субъективное само по себе как призрак должно быть понято как следствие, как результат... двух объективных процессов. Загадка психики решится... не путем изучения призраков, а путем изучения двух рядов объективных процессов, из взаимодействия которых возникают призраки как кажущиеся отражения одного в другом» [7. С. 416]. 

Это рассуждение как нельзя более ярко «высвечивает» материалистическую позицию в области бессознательного, и мы располагаем другой работой Выготского, где он 

стр 95

стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106