Р. Брислин дал наиболее простое из всех определений: ««Культура» относится к тем аспектам общества, в которых все его члены участвуют, которыми все они владеют и передают следующему поколению. «Личность» соотносится с уникальной комбинацией черт... которые дифференцируют индивидов внутри данной культуры» [16. С. 51—52]. Впрочем, это определение глубже, чем может показаться на первый взгляд. Если личность есть самоопределение в «большом» реальном мире, то культура есть генерализация того же рода, что сама личность.
По Гегелю и Марксу, идеальная сущность внешних вещей «непосредственно существует только как форма (способ, образ) деятельности общественного человека» [4. С. 220]. Соответственно культура есть система идеальных явлений, имеющая свое реальное существование в процессе социальной деятельности людей.
Наиболее последовательная интерпретация понятия «культура» в этом смысле дается в книгах и статьях армянского философа и этнографа Э. Маркаряна [11; 12; 13]. Для него культура — специфическое средство человеческой деятельности. Культурные феномены — это любые небиологические средства, превращающие деятельность человека в целенаправленную и позволяющие реализовать эту деятельность в различных ситуациях и сферах ее приложения [13. С. 34]. Культура всегда есть динамическое единство двух потоков: а) преодоление существующих стандартов и стереотипов и б) стандартизация и стереотипизация инноваций, принятых обществом [12. С. 50]. Здесь очевидна близкая параллель идее Выготского о диалогической сущности человеческой личности.
Не все социальные события или явления относятся к числу культурных. Культура есть функция, но не субстанция: человек как социальный субъект «ведет себя» каким-то способом, который может и должен быть описан в терминах культуры. То же справедливо относительно социальных структур, социальных групп и т. д. Существуют по крайней мере три уровня культурно детерминированных особенностей деятельности: а) культурно детерминированные особенности отдельных психических процессов и операций, в частности, категоризации; б) социокультурные нормы, социальные роли, вообще значения, связанные с сознанием того или иного человека; в) способы по-
стр 123
стр 119|оглавление|стр 120|стр 121|стр 122|стр 123|стр 124|стр 125|стр 126|стр 127|стр 128|стр 129|стр 130
сти в мире. Эти познавательные процессы подчинены личности, определяющей и регулирующей их.
Но в этом случае — что такое личность психологически? Ответ можно найти в работах Выготского: это динамическая смысловая система, включающая мотивационные, волевые, эмоциональные процессы, динамику действия и динамику мысли. Все эти компоненты могут быть в различных отношениях друг к другу, могут образовывать различные «сплавы». «В процессе общественной жизни... возникают новые системы, новые сплавы психических функций, возникают единства высшего порядка, внутри которых господствуют особые закономерности, взаимозависимости, особые формы связи и движения» [2. С. 328].
В цитированной выше рукописи 1929 г. мы находим несколько иной ответ на поставленный вопрос: личность в принципе диалогична, это всегда драма, а не простой (пусть даже противоречивый) процесс или система процессов. Например, деятельность человека детерминируется различными социальными ролями, «проигрываемыми» этим человеком; и может возникнуть драматический конфликт между моей ролью судьи («я должен осудить его») и мной как человеком («я его понимаю») [3].
Подведем итог: личность есть процесс постоянного самоопределения человека в реальном мире, регулирующий познавательные процессы, поступки, переживания и т. д. Она первична по отношению к деятельности и сознанию.
Как-то лидер грузинской школы «психологии установки» А. С. Прангишвили полушутливо спросил меня: «Ну, так что важнее — наша установка или ваша деятельность?» Я ответил, помнится: если мы скажем, что важнее личность, думаю, у нас не будет расхождения. Только много позже я понял, что это была не шутка...
2.Что такое культура?
Описанное выше понимание личности весьма сужает спектр возможных определений культуры. Так, мы не можем принять все те интерпретации, где культура синонимична «миру символов» и трактуется как совокупность или даже система фактов культуры, существующих в некоем «социальном пространстве» Вне и помимо конкретного человека.
стр 122
стр 119|оглавление|стр 120|стр 121|стр 122|стр 123|стр 124|стр 125|стр 126|стр 127|стр 128|стр 129|стр 130
занных с «вершинной психологией». В одной из рукописей 1929 года, а именно «Конкретная психология человека» [3], Выготский высказал своеобразный взгляд наличность как на психологическую категорию, первичную по отношению к деятельности и сознанию. Не только деятельность и сознание, но в первую очередь именно личность социально (культурно: см. ниже) детерминирована, ее сущность — социальна.
Во многих недавних работах, посвященных онтогенезу языка и вообще психике человека, содержатся различные интерпретации процесса интериоризации. Но в большинстве этих работ этот процесс сводится к интериоризации культурных фактов или (и) культурно детерминированных операций. Так, в знаменитой книге М. Коула и С. Скрибнер [5] «роль культуры в психическом развитии» понимается только как влияние культуры на познавательные процессы; в исследовании П. Тульвисте [15] именно категоризация понимается как то в человеческом опыте, что варьируется и развивается под влиянием той или иной этнической культуры. Примерно то же (за исключением анализа ценностей как результата культурной детерминации) можно найти в работах Дж. Брунера, даже в его статье о Выготском [17]. Конечно, нет сомнения в том, что «мир есть мир символов в том смысле, что он состоит из концептуально организованных, связанных с правилами систем знаний о том, что существует, о том, как достигать целей, о том, что должно служить предметом оценки» [17. С. 32]: но можно ли считать, что это только мир символов, замыкающийся на концептах, целях, правилах и т. д.?
Однажды А. Н. Леонтьев, конспектируя в записной книжке одну из личных бесед с известным писателем В. Ф. Тендряковым, записал: «Я нахожу (имею) свое «я» не в себе самом (его во мне видят другие), а вовне меня существующем — в собеседнике, в любимом, в природе, а также в компьютере, в Системе» [8. С. 241]. Под «Системой» здесь понимается социальная структура, отчужденная от конкретного человека — люди могут только персонифицировать «Систему».
Другая мысль Леонтьева: «...возвращение к построению в сознании индивида образа внешнего многомерного мира, мира как он есть, в котором мы живем, в котором мы
стр 120
стр 119|оглавление|стр 120|стр 121|стр 122|стр 123|стр 124|стр 125|стр 126|стр 127|стр 128|стр 129|стр 130
действуем, но в котором наши абстракции сами по себе не «обитают»...» [там же. С. 255].
Между тем для Брунера, Коула и многих других психологов мир — это как раз то, в чем «обитают» абстракции, это — только понятийный конструкт, это — теоретический мир.
Мне известны только три крупных мыслителя, понимавших мир иначе, — это Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и М. М. Бахтин. Теперь послушаем Бахтина.
«Мир, где действительно протекает, свершается поступок, — единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый... Единую единственность этого мира... гарантирует действительности признание моей единственной причастности, моего не-алиби в нем» [ 1. С. 511 ]. Если я не ставлю себя в эту позицию, не совершаю поступок в конкретном времени и пространстве, управляемый конкретными эмоционально-волевым и мотивационными факторами, действующими, а порой и формирующимися здесь и сейчас, — этот мир «распадается на абстрактно-общие, только возможные моменты и отношения, могущие быть сведенными к такому же только возможному, абстрактно-общему единству» [там же. С. 512]. Это как раз и есть мир, в котором «обитают» наши абстракции: мы же живем в другом, реальном мире.
Бахтин говорит далее о «большом» и «малом» опыте. «В малом опыте — один познающий (все остальное — объект познания), один свободный субъект (все остальное — мертвые вещи), один живой и незакрытый (все остальное — мертво и закрыто), один говорит (все остальное безответно молчит).
В большом опыте все живо, все говорит, этот опыт глубоко и существенно диалогичен. Мысль мира обо мне, мыслящем, скорее я объектен в субъектном мире» [там же. С. 519-520].
Моя личность и есть процесс (и результат) постановки меня самого в эту ключевую позицию в мире «большого опыта». Это — интериоризованный «единый и единственный» мир в его взаимоотношении с моим познанием и моим поступком, моими мотивами и моей волей, моим переживанием и моими ценностями. Познавательные процессы — только часть процессов интериоризации: они формируют ориентировочную основу для моей деятельно-
стр 121
стр 119|оглавление|стр 120|стр 121|стр 122|стр 123|стр 124|стр 125|стр 126|стр 127|стр 128|стр 129|стр 130
Но, «чтобы исследовать сознание, нельзя ограничиться исследованием значений, нужно исследовать то целое, в котором «живут» значения...».
«Развитие значений само зависит от некоторых общих моментов сознания. Сознание отнюдь не есть только сумма или система...» [А. Н. Леонтьев, 1988. № 3. С. 19,23].
Литература
1.Величковский Б. М. Образ мира как гетерархия систем отсчета//А. Н. Леонтьев и современная психология. — М., 1983.
2.Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира// Там же.
3.Смирнов С. Д. Психология образа — М., 1985.
4.Леонтьев А. Н. Деятельность и сознание// Вопросы философии. — 1972. — №12.
5.Леонтьев А. А. Психолингвистический аспект языкового значения// Принципы и методы семантических исследований. -М., 1976.
6.Леонтьев А. Н. Образ мира// Избранные психологические произведения. Т. II. — М., 1983.
7.Леонтьев А. Н. Материалы о сознании//Вестник МГУ, Психология. — 1988. — №3.
8.Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. — Т. 3.
9.РЧФЯ: Язык и картина мира. — М., 1987.
10.ЭльконинД. Б. Психология игры. — М., 1968.
1.11.Личность, культура, язык
Памяти двух великих философов, которых мне посчастливилось лично знать, — Эвальда Ильенкова и Мераба Мамардашвили.
1.Что такое личность?
Каждое из понятий, обозначенных в заглавии этой статьи, может быть определено — и было определено — множеством различных способов. Привести все эти определения здесь и обсудить их сильные и слабые стороны невозможно. Поэтому попытаемся, не давая определений этим понятиям или категориям, просто объяснить, какие из их возможных интерпретаций мы принимаем — и почему.
Начнем с личности. Наша интерпретация этой категории коренится в последних работах Л.С. Выготского, свя-
стр 119
стр 113|оглавление|стр 114|стр 115|стр 116|стр 117|стр 118|стр 119|стр 120|стр 121
© 2024 FavThemes