тему. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, определяется приматом генетического подхода. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны: деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет.
Необходимо поэтому особо остановиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания.
Уже с самого начала А. Н. Леонтьев подчеркивает, что появление у деятельности дифференцированной внутренней структуры есть следствие возникновения коллективной трудовой деятельности (Леонтьев, 1972. С. 273). Оно возможно тогда и только тогда, когда человек субъективно отражает реальную или возможную связь своих действий с достижением общего конечного результата. Это и дает возможность человеку выполнять отдельные действия, казалось бы, не эффективные, если брать их изолированно, вне коллективной деятельности.
«Таким образом, вместе с рождением действия, — пишет А. Н. Леонтьев, — этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики — разумный смысл для человека того, на что направлена его активность» (1972. С. 274). Вместе с тем появляется и возможность осознания, презентации самого предметного мира, в результате чего возникает сознание в собственном смысле, как отражение действительности посредством значений.
Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности: «Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания» (1972. С. 186). Каким образом? Психическое отражение всегда «пристрастно». Но в нем есть то, что соотнесено с объективными связями, отношениями, взаимодействиями, что входит в общественное сознание и закреплено в языке, и то, что зависит от отношения данного субъекта к отраженному предмету. Отсюда различение значения и личностного смысла, столь часто анализировавшееся разными авторами. Нас сейчас интересует смысл как специфическое, возникающее в деятель-
стр 69
стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83