По-видимому, сама возможность альтернативного решения проблемы единиц и уровней деятельности при тождестве исходных теоретических установок отражает неокончательный, предварительный характер предложенной теории, наличие в ней с самого начала «резервов» для дальнейшего развития и уточнения, ее принципиальную антидогматичность. Но одновременно психологическая теория деятельности задает определенные методологические и теоретические границы многообразию возможных интерпретаций строения деятельности, что не всегда до конца осознается тем или иным исследователем. Это делает настоятельно необходимым выделение проблемы уровне-вого строения деятельности как объекта специального теоретического рассмотрения. 

Поскольку для многих психологов и философов, занимавшихся вопросом о строении деятельности, исходным пунктом служила теория А. Н. Леонтьева, целесообразно уточнить его собственное авторское понимание интересующей нас проблемы единиц и уровней. В первую очередь при этом следует обратить внимание на тот факт, что «Проблемы развития психики» не представляют собой одновременно написанного текста: в этой книге собраны работы разных лет, отражающие эволюцию теории деятельности. Эта хронологическая многослойность книги, как и факт дальнейшей эволюции взглядов ее автора в монографии «Деятельность. Сознание. Личность» (Леонтьев, 1975, 1977), часто упускается из вида при ссылках на те или иные ее положения. 

Прежде чем обратиться к характеристике понимания проблемы единиц и уровней деятельности в указанной книге, следует сделать несколько замечаний о самих понятиях «уровень» и «единица» в психологии. Нет секрета в том, что понятие уровня в теории деятельности, о которой идет речь, генетически связано с понятием уровня в концепции Н. А. Бернштейна, сформулированным еще в 1935 г. У Н. А. Бернштейна это понятие динамическое, системно-деятельностное, уровень трактуется как тот или иной способ осуществления сенсорного синтеза — такой способ, «который наиболее адекватен по качеству и составу образующих его афферентаций и по принципу их синтетического объединения требующемуся решению задачи» (Бернштейн, 1966. С. 97). По Н. А. Бернштейну, одно и то же движение может обеспечиваться разными физиоло-

стр 67

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83