ным содержанием, а включается в него и его определяет...» [7. С. 180—181]. Идалее: «У нас значение непосредственно включается в самое восприятие. Лишь его наличие в составе восприятия делает наше восприятие тем, что оно есть, — восприятием объективной действительности, мира предметов, людей, явлений, имеющих определенное значение...» [7. С. 84]. Существенно, что во всех трех концепциях подчеркивается момент переживания в предметном значении. 

В связи с этим последним тезисом хотелось бы вспомнить один давний разговор с А. С. Прангишвили. После нашего выступления на защите диссертации в Институте психологии АН ГССР в кулуарах он шутливо спросил: «Так как же — что считать самым главным: установку или деятельность?» Наш ответ был тогда следующим: «Давайте помиримся на том, что самое главное—личность». Перечитывая Д. Н. Узнадзе, все больше приходишь к выводу, что этот шутливый ответ был верным. Другой вопрос, что само понимание личности у Узнадзе («личность человека создают исключительно эти (фиксированные) установки» — [9. С. 405]), Выготского и особенно Леонтьева, Рубинштейна различно, хотя между ними нет противоречия — не случайно именно в школе Выготского (А. Г. Асмолов) разработано понятие смысловой установки [1]. Но для всех них в центре внимания стоит именно конкретная личность, живущая и действующая в реальном мире. Об этом, в сущности, написан «Человек и его мир» С. Л. Рубинштейна. И именно личность, живой человек, был в центре внимания Д. Н. Узнадзе, писавшего: «Отношение к действительности устанавливается субъектом, живой человеческой личностью...» [9. С. 365]. Ту же позицию отстаивал Л. С. Выготский, говоривший, что «диалектика психологии есть вместе с тем диалектика человека как предмета психологии» [2]. А А. Н. Леонтьев уточнил эту мысль Выготского: «Точка зрения психологии есть точка зрения жизни, и психология не смеет ее покидать» [5. С. 39].

Думается, самое главное, что все мы стоим на этой точке зрения. А теоретические расхождения по отдельным вопросам, во-первых, неизбежны, а во-вторых, преодолимы. 

стр 65

стр 60|оглавление|стр 61|стр 62|стр 63|стр 64|стр 65|стр 66|стр 67