Второй аспект — иерархия (вернее, иерархизация) деятельностей по степени их «осмысления», их личностной значимости, что непосредственно связано с иерархией мотивов-целей. Идя этим путем, мы приходим к различным уровням деятельностей, как раньше к различным уровням операций. Эти деятельности могут сосуществовать параллельно (или конфликтовать), а могут включаться одна в другую (опять-таки здесь возможен конфликт); в этом случае одна и та же система действий выступает для субъекта двояко — как достижение ближайшей и отдаленной цели, удовлетворение непосредственного и иного мотива; здесь-то и оказывается особенно полезным разделение мотивов на смыслообразующие и мотивы-стимулы (Леонтьев, 1977. С. 202). Целесообразно говорить в этом случае о соотнесенной с сознанием системе деятельностей (С-система).
Третий аспект, особый, связан с существованием таких видов деятельности (например, перцептивная), которые по самой своей сущности обычно требуют «включенности» в другую деятельность. Этот факт приводит одних исследователей к отрицанию у такого рода процессов статуса деятельности, а других, наоборот, к объявлению именно подобных деятельностей единственным предметом психологии. Здесь мы сталкиваемся с целым клубком вопросов, прежде всего с понятием ориентировочной деятельности: деятельность ли это вообще и как она «вписывается» в общую систему деятельности. Под этим углом зрения, узкодеятельностным, мы рассматриваем третью систему деятельностей, или Д-систему.
Таким образом, системность деятельностей по крайней мере трояка. Вскрыть природу, конкретную динамику и взаимоотношение этих систем представляется совершенно необходимым и неотложным делом.
Третья из проблем, получившая частичную разработку у О.К. Тихомирова и В. П. Зинченко, связана с различием интенционального и операционного аспектов действия и, таким образом, с двойной ориентацией структуры деятельности, как бы распадающейся на две подструктуры: «...деятельность — действие» и «действие — операция...». Точки здесь обозначают открытость этих подструктур соответственно «вверх» и «вниз». Если представить структуру деятельности таким образом, в модель органично вписываются, во-первых, понятие «системы деятельностей» (другой вопрос, име-
стр 79
стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83