гическими организациями; но такая организация всегда многоуровневая. 

Особенно сложным является понятие единицы. Как известно, А. Н. Леонтьев не дает ей эксплицитного определения; он, как правило, берет термин «единица» в кавычки, тем самым «детерминологизируя» его. И это оправдано: ведь в соответствии с его концепцией понятие единицы вообще мало применимо к деятельности, действию или операции, так как предполагает их дискретный характер. Иными словами, понятие единицы скорее соответствует духу, скажем, модели Миллера — Прибрама — Галантера («единица ТОТЕ»), В концепции же А. Н. Леонтьева единицей в строгом смысле может быть названа только деятельность (акт деятельности). 

Итак, строение деятельности, по А. Н. Леонтьеву, выглядит следующим образом. В его основе лежит понятие действия, процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Далее вводится понятие операции: «Психологически... сливание в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции» (Леонтьев, 1972. С. 298). Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. (Будем для краткости называть операции первого типа сознательными операциями, или «С»-операциями, операции же второго типа, по-другому относящиеся к сознанию, назовем приспособительными операциями, или «П»-операциями.) Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом и только в этом случае мы имеем дело с сознательным мотивом. Обратим внимание на то, что осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального процесса отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. 

Все эти положения психологической теории деятельности часто цитируются. К сожалению, нередко структура деятельности при этом изображается как замкнутая, понятия же, относящиеся к психологической характеристике сознания, привлекаются лишь как объяснительные. Между тем важнейшая особенность рассматриваемой концепции как раз и состоит в том, что в ней строение деятельности и строение сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в единую, целостную сис-

стр 68

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83