—в соотношении действий (одного и того же) субъекта, их включенности одно в другое.
Ставится вопрос и о расчленении деятельности на более дробные, чем операции, единицы (здесь это слово употребляется без кавычек); в качестве примера приводится понятие функционального блока, предложенное В.П. Зинченко. Но это составляет переход уже к анализу интрацеребральных процессов, реализующих деятельность.
Наконец, вводится понятие о личности как внутреннем моменте деятельности. Именно и только в результате нерархизации отдельных деятельностей индивида, осуществляющих его общественные по своей природе отношения к миру, он обретает особое качество — становится личностью. Новый шаг анализа состоит здесь в том, что если при рассмотрении деятельности в качестве центрального выступало понятие системы действий, то в анализе личности главным становится понятие иерархических связей деятельностей, иерархии их мотивов. Связи эти, однако, никоим образом не задаются личностью как неким внедеятельностным или надцеятельностным образованием; развитие, расширение круга деятельностей само необходимо приводит к связыванию их в «узлы», а отсюда и к образованию нового уровня сознания — сознания личности.
Мы вынуждены были воспроизвести некоторые общеизвестные положения рассматриваемой концепции деятельности, чтобы показать, что данная концепция является в силу своей внутренней логики широко открытой для дальнейшего развития. Она открыта и «вниз», и «вверх». «Вниз», так как требует исследования интрацеребральных (психофизиологических) процессов и структур, которые порождаются филогенетическим и онтогенетическим развитием предметной деятельности, то есть исследования их как зависимых от деятельности и вместе с тем как обусловливающих возможность ее реализации. Она открыта также «вверх», так как необходимо требует обращения к понятиям и категориям, имеющим более глобальный характер, чем понятие деятельности (как единицы), и прежде всего к понятиям системы и иерархии деятельностей; но это обращение, естественно, предполагает исследование соотношения строения деятельности со строением сознания и, далее,
стр 72
стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83