свое развитие», «включенная в систему отношений общества» (стр. 82). Ведь в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность; сами эти общественные условия несут в себе для него мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы, и таким путем «общество производит деятельность образующих его индивидов» (с. 83, курсив наш. —А.А. Л.). То, что управляет процессами деятельности, — это первично — сам предмет, предметный мир, а вторично—его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует и несет в себе предметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальная мера, овеществляемая в деятельности; человеческое сознание существенно участвует в движении деятельности. Таким образом, наряду с «сознанием-образом» вводится понятие «сознание-деятельность», а в целом сознание определяется как внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности (с. 157). 

Еще и еще раз подчеркивается: действия — не особые «отдельности» в составе деятельности: специфически человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий (с. 104). Один и тот -же процесс выступает как деятельность в своем отношении к мотиву, как действие или цепь действий в своем подчинении цели. Таким образом, действие не компонент и не единица деятельности — это именно ее «образующая», ее момент. 

Далее более подробно анализируется соотношение мотивов и целей. Вводится понятие «мотива-цели», то есть осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» (цели деятельности, а не действия), и «зоны целей», выделение которой целиком зависит от мотива; выбор же конкретной цели, процесс целеобразования связывается с «апробированием целей действием» (с. 106). Вместе с тем вводится понятие о двух аспектах действия. «Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто)» (с. 107). Отсюда несколько иное определение операции — это качество, образующая действия. Если генезис действия — в обмене деятельностями, в соотношении «совокупного субъекта» (Маркс) и индивидуального субъекта, то генезис операции

стр 71

стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83