Что же касается операций второго рода — приспособительных, или П-операций, — и их отношения к С-операциям, то вопрос этот остается открытым. Несомненно одно, что внутри общего класса «операций» есть свои отношения включения и подчинения (в частности, С-операции могут включать в себя П-операции). Именно поэтому в наших собственных работах по анализу речевой деятельности оказалось необходимым ввести понятие «макроопераций» (например, трансформации предложения) и «микроопераций» (например, выбора слова). Однако и эти последние развертываются на гораздо более сложном психофизиологическом базисе, чем функциональные блоки В. П. Зинченко (см. А. А. Леонтьев, 1974).
Идя «снизу вверх», В. П. Зинченко от функциональных блоков приходит, как нам представляется, к П-операциям, когда функциональные блоки «имеют выход в поведение», и к С-операциям, когда такого непосредственного выхода нет. Во всяком случае он отдает себе отчет в том, что между операцией и функциональным блоком, а тем более субблоком, есть качественный переход к какой-то другой действительности. Эта действительность для него в одном случае психофизиологическая, в другом — «предметная». Думается, что в данном случае неправомерно говорить о «предметном содержании»: предметность деятельности — нечто другое, она характеризует как раз уровень деятельности и уровень действия. Вообще едва ли элементарные единицы ближе к реальности — они ближе к «нечеловеческой», мертвой реальности. Здесь как будто есть логический скачок от строения определенного вида деятельности, имеющего ориентировочный характер, к строению любой деятельности. Но это уже другой вопрос — об иерархии самих деятельностей.
В свете изложенного выше можно выделить несколько основных проблем, касающихся уровневого строения деятельности, не получивших достаточно полного освещения в литературе или получивших противоречивую интерпретацию.
Первой из них является некоторая неопределенность и во всяком случае неразработанность двух важнейших понятий: «содержание деятельности» и «активность». Это дает простор для очень различного толкования этих понятий, вплоть до того, что активности приписываются
стр 77
стр 66|оглавление|стр 67|стр 68|стр 69|стр 70|стр 71|стр 72|стр 73|стр 74|стр 75|стр 76|стр 77|стр 78|стр 79|стр 80|стр 81|стр 82|стр 83