«Психология». — 1978. — №2). В этой связи можно выдвинуть тезис о трех видах системности в деятельности: а) «личностная» системность, связанная с отношениями потенциальных деятельностей субъекта (сравните понятие ведущей деятельности); б) мотивационная системность (иерархия деятельностей по значимости в связи с иерархией мотивов; разные деятельности, реализующие единый мотив, и наоборот — реализация различных мотивов в единой деятельности); в) собственно деятельностная системность (место качественно своеобразных видов деятельности в структуре актов деятельности и т. п.). Особенно много теоретических неясностей с понятием «ориентировочной деятельности»: если одни авторы отрицают у нее статус деятельности, то другие (П. Я. Гальперин) склонны считать ее едва ли не единственным предметом психологии. По-видимому, целесообразно в связи со сказанным ввести в концептуальный аппарат ПТД понятия «субдеятельности» (качественно своеобразная деятельность, выступающая в сформированном виде лишь как структурный компонент акта деятельности, например, перцептивная) и «наддеятельности» (опять-таки качественно своеобразная деятельность, обеспечивающая другие виды деятельности, напр., деятельность общения; термин предложен А.Н. Леонтьевым в 1964 г.). Нами был предложен также термин «квазидеятельность» для таких видов деятельности, в которых те или иные компоненты либо даны (не заданы) «снаружи», либо сознательно и целенаправленно имитируются (сценическое общение, акт сознательного обмана собеседника, профессиональная деятельность разведчика и т. п.). 

6.С указанной проблемой тесно переплетена проблема деятельности и отражения (сравните Леонтьев А. Н. Психология образа// Вестник МГУ. — 1979. — №3). В этой и других своих последних работах А. Н. Леонтьев предложил новую теорию восприятия, основанную на идее амодальности предметного образа, то есть остро поставил вопрос о конституирующей роли значения в восприятии и других психических процессах. В настоящее время на факультете психологии МГУ ведется интенсивное теоретическое и экспериментальное исследование значения как общепсихологической категории. Выделены три формы существования значения (знаковая, предметная, операциональная) 

стр 84

стр 82|оглавление|стр 83|стр 84|стр 85|стр 86|стр 87