Р. Брислин дал наиболее простое из всех определений: ««Культура» относится к тем аспектам общества, в которых все его члены участвуют, которыми все они владеют и передают следующему поколению. «Личность» соотносится с уникальной комбинацией черт... которые дифференцируют индивидов внутри данной культуры» [16. С. 51—52]. Впрочем, это определение глубже, чем может показаться на первый взгляд. Если личность есть самоопределение в «большом» реальном мире, то культура есть генерализация того же рода, что сама личность. 

По Гегелю и Марксу, идеальная сущность внешних вещей «непосредственно существует только как форма (способ, образ) деятельности общественного человека» [4. С. 220]. Соответственно культура есть система идеальных явлений, имеющая свое реальное существование в процессе социальной деятельности людей. 

Наиболее последовательная интерпретация понятия «культура» в этом смысле дается в книгах и статьях армянского философа и этнографа Э. Маркаряна [11; 12; 13]. Для него культура — специфическое средство человеческой деятельности. Культурные феномены — это любые небиологические средства, превращающие деятельность человека в целенаправленную и позволяющие реализовать эту деятельность в различных ситуациях и сферах ее приложения [13. С. 34]. Культура всегда есть динамическое единство двух потоков: а) преодоление существующих стандартов и стереотипов и б) стандартизация и стереотипизация инноваций, принятых обществом [12. С. 50]. Здесь очевидна близкая параллель идее Выготского о диалогической сущности человеческой личности. 

Не все социальные события или явления относятся к числу культурных. Культура есть функция, но не субстанция: человек как социальный субъект «ведет себя» каким-то способом, который может и должен быть описан в терминах культуры. То же справедливо относительно социальных структур, социальных групп и т. д. Существуют по крайней мере три уровня культурно детерминированных особенностей деятельности: а) культурно детерминированные особенности отдельных психических процессов и операций, в частности, категоризации; б) социокультурные нормы, социальные роли, вообще значения, связанные с сознанием того или иного человека; в) способы по- 

стр 123

стр 119|оглавление|стр 120|стр 121|стр 122|стр 123|стр 124|стр 125|стр 126|стр 127|стр 128|стр 129|стр 130