5.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — №6. 

6.Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. I. — М., 1980. 

7.Выготский Л. С. Проблема сознания// Собр. соч. в 6 т. — М., 1982(a). - Т. 1. 

8.Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. в 6 т. — М., 1982(6). - Т. 2. 

9.Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка// Собр. соч. в 6 т. — М., 1984 (а). — Т. 6. 

10.Выготский Л. С. Учение об эмоциях// Собр. соч. в 6 т. — М., 1984 (б).-Т. 6. 

11.Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера// Собр. соч. в 6 т. — М., 1984 (в). — Т. 6. 

12.Выготский Л. С. Конкретная психология человека//Вестник Моск. ун-та. Сер. Психология. — 1986. — №1. 

13.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 1986.-Т. 1. 

14.Леонтьев А. Н. Л. С. Выготский// Советская психоневрология. — 1934. — №6. 

15.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — М., 1983. — Т. 2. 

1.10.Языковое сознание и образ мира 

Как известно, «язык есть практическое.., действительное сознание» [Маркс, Энгельс. Т. 3. С. 29]. За этим высказыванием Маркса и Энгельса стоит мысль о соотнесенности сознания как философско-психологического феномена и языка как социальной системы, части социального опыта народа и человечества в целом. С другой стороны, и психологу, и философу совершенно ясно, что язык не является ни демиургом, ни содержанием сознания. Как совершенно правильно комментирует процитированную мысль Маркса и Энгельса А. Н. Леонтьев, «то, в чем и при помощи чего существует сознание общества, есть язык» [А. Н. Леонтьев, 1988. С.38]. Именно — в чем и при помощи чего! И не более. 

Леонтьев продолжает, излагая Выготского: «Сознание имеет языковую, речевую природу... Иметь сознание — владеть языком. Владеть языком — владеть значениями. Значение есть единица сознания» (имеется в виду языковое, вербальное значение). Сознание при этом понимании является знаковым. 

стр 113

стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114