Открываешь работу, написанную Леонтьевым в начале 40-х годов, и не веришь своим глазам. «Дух и материя — это различные формы «единой и неделимой природы»... Сознание и действительность... переходят друг в друга, «бывают тождественными». И, наконец, «действительная противоположность есть противоположность образа и процесса, безразлично, внутреннего или внешнего, а вовсе не противоположность сознания как внутреннего предметному миру как внешнему». (Совершенно не случайно эта работа, «Материалы о сознании», так и осталась неопубликованной, а основанный во многом на ней доклад в ВИЭМе вызвал скандал в Московском горкоме партии и привел к закрытию только что созданной лаборатории Леонтьева и превращению его в безработного).
Неопубликованными остались и мысли М. М. Бахтина о «большом» и «малом» опыте и о «моем не-алиби» в мире, о принципиальной диалогичности «большого» опыта. «Мысль мира обо мне, мыслящем, скорее я объектен в субъектном мире...».
Вот научно-философская родословная нашего диссертанта. Он реализует в своей диссертации отмеченную Леонтьевым как неосуществленную «тенденцию к превращению психологии в науку о живом человеке, в науку о «самом важном» («то, что художники дают в художественных образах, психология должна дать в системе научных понятий»)». И в то же время его позиция — позиция универсальная, а не глобальная, и в этом ее сила и значение.
Попытаюсь раскрыть различие этих двух позиций. Любой научный анализ системного развития человечества, будь это развитие общества, общественного сознания, социальной памяти, мышления, языка, предполагает один из двух альтернативных путей. Первый путь: анализ динамики тех образующих системы, которые реально участвуют в процессе развития в данном месте в данное время, экстраполяция того, что зафиксировано как движущие силы уже происходившего развития. Это позиция глобальная, по существу, «земная». Но возможна и другая точка зрения, когда мы анализируем модель взаимодействия образующих, каждая из которых может и не быть представлена в нашем «земном» опыте, когда мы включаем в анализ и те образующие, которые могли бы детерминировать развивающуюся систему в другом месте и в другое время. Именно
стр 129
стр 127|оглавление|стр 128|стр 129|стр 130|стр 131