Другой вариант, предлагаемый самим Леонтьевым: «Значение предмета как единица сознания!», «Орудие и то, на что направлено орудие — мир созданных человеком предметов, — вот где нужно искать ключ к человеческой психике, к сознанию человека» [А. Н. Леонтьев, 1988. С. 14; 17; 19].При этом понимании сознание имеет супразнаковый характер. 

Надо, правда, сказать, что эту мысль — о значении предмета как единицы сознания — можно встретить кое-где и у Выготского. Например: «В игре ребенок оперирует значениями.., неотрывными от реального действия с реальными предметами» [Эльконин, 1968. С. 293]. 

Так или иначе, в мировой философской, психологической и лингвистической литературе можно найти два взаимоисключающих подхода к соотношению языка и сознания. Согласно одному из них, единицей сознания, тем, чем и при помощи чего существует сознание, является система вербальных, словесных значений и обслуживающих эти значения разноуровневых коммуникативных средств. Проще: система языковых знаков. Отсюда все неогумбольдтиантство, включая теорию лингвистической относительности; отсюда лингвистическая философия, общая семантика и другие неопозитивистские трактовки языка. Согласно другому подходу, единицей сознания является предметное значение, а язык в этом случае понимается как система значений, могущих актуализироваться и в невербальной форме. 

Значит, эпитет «языковой» в словосочетании «языковое сознание» не должен вводить нас в заблуждение. К языку как традиционному предмету лингвистики этот эпитет прямого отношения не имеет. Изображать язык (в традиционно-лингвистической его трактовке) как то, что опосредует отношение человека к миру, — значит, попадать в порочный круг. 

Не анализируя общепринятой сейчас деятельностной природы сознания, выделим только одну проблему. Это то, что А. Н. Леонтьев называл двойной жизнью значений, которые, с одной стороны, входят в социальный опыт или социальную память общества, с другой, составляют неотъемлемую часть внутреннего, психологического мира каждой отдельной личности [А. Н. Леонтьев, 1972. С. 136; А. А. Леонтьев, 1976. С. 49]. В действительности эти две стороны значения связаны разнообраз- 

стр 114

стр 113|оглавление|стр 114|стр 115|стр 116|стр 117|стр 118|стр 119|стр 120|стр 121