ными генетическими и функциональными связями. При этом каждая из них оказывается включена в свою систему, своеобразным мостиком между которыми и выступает значение.
Естественно, изолированное значение, будь оно вербальным или предметным, — это абстракция. Человек стоит перед лицом не отдельного предмета, а предметного мира как целого; он оперирует не отдельным значением, а системой значений. И в первом, когнитивном, и во втором, коммуникативном, плане следует разделять непосредственно содержательные связи между значениями (примером являются синонимы и антонимы в языке) и маргинальные структуры, позволяющие человеку эффективно оперировать значениями. В первом случае это когнитивные схемы, закрепленные тем или иным способом или полностью перешедшие во внутренний план, способы и приемы решения познавательных задач; во втором — это язык в его традиционно-лингвистическом понимании, как языковая система — иерархическая система языковых средств от дифференциальных признаков до сверхфразовых единств. В нашем понимании это, как мне уже приходилось писать ранее, — система операторов, позволяющих перейти от значения к целостному тексту.
Если понимать язык как единство общения и обобщения, как систему значений, выступающих как в предметной, так и в вербальной форме существования, то «языковое сознание», сознание, рассматриваемое как опосредованное значениями, оказывается близким к тому пониманию, которое современная советская психология вкладывает в понятие «образа мира». Прежде чем перейти к анализу этого последнего, я считаю необходимым подчеркнуть, что это понятие отнюдь не тождественно ни понятию «языковая картина мира», ни понятию «когнитивная картина мира» [РЧФЯ, 1987].
Образ мира, как он понимается сегодня психологами [А. Н. Леонтьев, 1983; Смирнов, 1985; Зинченко, 1983; Величковский, 1983], — это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии.
Начнем с того, что Мир презентирован отдельному человеку через систему предметных значений, как бы
стр 115
стр 113|оглавление|стр 114|стр 115|стр 116|стр 117|стр 118|стр 119|стр 120|стр 121