ведения, имеющие культурную природу и детерминированные особенностями личности. Так, в традиционном адыгском обществе существуют, согласно Б. X. Бгажнокову, два конструктивных принципа, регулирующих процессы принятия решений в разнообразных социальных ситуациях: один из них — «честь» (намыс), другой — «адыгство», то есть комплекс черт личности, приписываемых «истинному адыгу». 

Выражаясь метафорически, культура — своего рода указатель оптимального способа действий в мире и понимании мира, а также границ, влияющих на выбор такого оптимального способа.

3.Что такое язык? 

Начнем с понятия квазиобъекта, или идеального объекта, впервые разработанного в русле гегелевских идей К. Марксом и уточненного русскими философами Э. В. Ильенковым и М. К. Мамардашвили. Этот идеальный объект выступает в социальной деятельности как превращенная форма действительных связей и отношений. Эти последние, реализуемые в процессе деятельности, переносятся и проецируются на материальный объект, по природе чуждый им. Они отображаются в этом материальном объекте и как бы вытесняют те его свойства, которые были ему присущи ранее и отражали его функционирование как материального объекта. Объект начинает играть роль субститута для превращенных в нем связей и отношений, но он не является прямым и непосредственным отражением этих связей, отношений, свойств. Типичный пример — деньги, в которых материальность полностью подчинена функционированию, которые являются перенесенной, превращенной формой экономических отношений в обществе. Не случайно в одной из рукописей Маркса деньги сравниваются со знаком, а в другой Маркс говорит: «Логика — деньги духа». Отсюда возникает весьма важная эпистемологическая проблема, связанная с анализом квазиобъекта как превращенной формы реальных связей и отношений, — как отделить то, что в квазиобъекте связано с его «субстанцией», с его собственными свойствами и качествами, от того, что перенесено на него и воссоздано в нем [4; 10]. 

Квазиобъект имеет свое «материальное бытие». Но, будучи использован в качестве «непосредственного тела идеального образа внешней вещи» [там же. С. 224], этот ква- 

стр 124

стр 119|оглавление|стр 120|стр 121|стр 122|стр 123|стр 124|стр 125|стр 126|стр 127|стр 128|стр 129|стр 130