определенных ситуациях преодолена. Иначе говоря, мы должны уметь формировать тот образ мира, который соответствует социальным, политическим и культурным реальностям современной действительности. Понятие «нового мышления», в частности, предполагает именно изменения в образе мира как целостности. 

Мы говорим о процессе воспитания как целенаправленном формировании личности человека в интересах социума и самого человека в единстве этих интересов. Процесс обучения — это, в свою очередь, процесс формирования инвариантного образа мира, образа, социально и когнитивно адекватного реальностям этого мира. Такой инвариантный образ призван служить ориентировочной основой для эффективной целенаправленной деятельности человека в мире. 

Формирование такой ориентировочной основы, однако, не ограничивается содержанием обучения. Оно должно включать в себя и правила перехода от ориентировочного звена деятельности к звеньям планирования, реализации и контроля. Но так или иначе, понятие образа мира весьма актуально и для педагогической психологии. 

В заключение обращусь еще раз к уже датированной в начале доклада работе А. Н. Леонтьева «Материалы о сознании», только что опубликованной в «Вестнике Московского университета», и закончу его словами: 

«Проблема сознания встала перед нами... как проблема существенной связи между сознанием и сознаваемым предметным миром... 

... Особенность психики человека нужно искать в том факте, что отношения человека к миру опосредованы. Развитие психики человека имеет своей основой развитие этой опосредованности. 

Но орудие, предмет сами по себе суть вещи не психологические. 

Они становятся психологическим фактом лишь постольку, поскольку они определяют психические процессы. Как же они их определяют? Лишь как знаки и значащие вещи. 

Следовательно, подобно тому как орудие, промышленность строят мир человеческих предметов, так знак, то есть то, что опосредствует психические процессы человека, строит мир человеческого сознания». 

стр 118

стр 113|оглавление|стр 114|стр 115|стр 116|стр 117|стр 118|стр 119|стр 120|стр 121