занных с «вершинной психологией». В одной из рукописей 1929 года, а именно «Конкретная психология человека» [3], Выготский высказал своеобразный взгляд наличность как на психологическую категорию, первичную по отношению к деятельности и сознанию. Не только деятельность и сознание, но в первую очередь именно личность социально (культурно: см. ниже) детерминирована, ее сущность — социальна. 

Во многих недавних работах, посвященных онтогенезу языка и вообще психике человека, содержатся различные интерпретации процесса интериоризации. Но в большинстве этих работ этот процесс сводится к интериоризации культурных фактов или (и) культурно детерминированных операций. Так, в знаменитой книге М. Коула и С. Скрибнер [5] «роль культуры в психическом развитии» понимается только как влияние культуры на познавательные процессы; в исследовании П. Тульвисте [15] именно категоризация понимается как то в человеческом опыте, что варьируется и развивается под влиянием той или иной этнической культуры. Примерно то же (за исключением анализа ценностей как результата культурной детерминации) можно найти в работах Дж. Брунера, даже в его статье о Выготском [17]. Конечно, нет сомнения в том, что «мир есть мир символов в том смысле, что он состоит из концептуально организованных, связанных с правилами систем знаний о том, что существует, о том, как достигать целей, о том, что должно служить предметом оценки» [17. С. 32]: но можно ли считать, что это только мир символов, замыкающийся на концептах, целях, правилах и т. д.? 

Однажды А. Н. Леонтьев, конспектируя в записной книжке одну из личных бесед с известным писателем В. Ф. Тендряковым, записал: «Я нахожу (имею) свое «я» не в себе самом (его во мне видят другие), а вовне меня существующем — в собеседнике, в любимом, в природе, а также в компьютере, в Системе» [8. С. 241]. Под «Системой» здесь понимается социальная структура, отчужденная от конкретного человека — люди могут только персонифицировать «Систему». 

Другая мысль Леонтьева: «...возвращение к построению в сознании индивида образа внешнего многомерного мира, мира как он есть, в котором мы живем, в котором мы 

стр 120

стр 119|оглавление|стр 120|стр 121|стр 122|стр 123|стр 124|стр 125|стр 126|стр 127|стр 128|стр 129|стр 130