Каким образом значение слова «стол» связано со значением реального стола, представленного нашему сознанию в виде образа того или иного рода или приписываемого нами такому образу? Как философ я могу ответить: этот образ ни в коей мере не знак, но какой-то вид идеального объекта, спроецированный на реальный объект и слитый с ним субъективно в единое целое («удвоение» предмета, по Выготскому). Как лингвист я отвечаю: слово «значение» имеет два значения — более узкое (собственно языковое значение) и широкое (языковое плюс предметное значение). В некоторых ситуациях мы ошибочно отождествляем языковое значение с предметным, и наоборот. Но как психолог я не могу дать определенный ответ, как именно связаны эти два вида значений: как ни странно, но эта проблема до настоящего времени серьезно не исследована. Во всяком случае у нормального индивида операции с языковыми объектами (словами) и соответствующими изображениями предметов в эксперименте практически идентичны (неопубликованный эксперимент JI. А. Дергачевой). 

Парадоксально, но факт: множество практических задач, связанных с обучением (и не только языку), требует разработки комплексной теории значения, например, проблема наглядности в обучении или проблема так называемой наглядной семантизации иноязычного слова. 

Попробуем суммировать положения, высказанные выше. Язык есть вся система значений, включающая и языковые, и предметные значения, отражающие качества и свойства реального мира. Как именно они их отражают, может быть описано в терминах «превращения» и «перенесения» или переноса и требует последовательного различения реальных объектов, квазиобъектов и знаков.

Но, говоря о значениях, имеем ли мы в виду действительно (и только) значения? 

В 1947 г. А. Н. Леонтьев впервые указал, что «смысл» — более широкое понятие, чем «значение»: значение — своего рода ядро личностного смысла. Ту же идею, но сформулированную иначе, мы находим в его посмертной рукописи об образе мира. Во всех своих работах Леонтьев использует понятие «смысловое поле», заимствованное им у Выготского: в этом поле существуют и функционируют объективные значения. Эти значения, которые больше смыс- 

стр 126

стр 119|оглавление|стр 120|стр 121|стр 122|стр 123|стр 124|стр 125|стр 126|стр 127|стр 128|стр 129|стр 130