зис Выготского, если синтезировать в нем отдельные формулировки, разбросанные по разным работам, будет примерно следующим. Существует сложная динамическая смысловая система, в которую входит мотивационная (аффективная) сторона, входит воля, входит динамика действия и динамика мышления. Все они могут находиться друг с другом в различных соотношениях, образовывать различные «сплавы». И интеллект, как и все высшие психические функции, подчинен этой смысловой системе, которая и есть динамичная, развивающаяся психика человека в ее подлинной целостности и в ее обусловленности социальной жизнью человека. 

Проживи Выготский еще хоть несколько лет, он, вероятно, сосредоточился бы на анализе этой смысловой системы. А это неминуемо привело бы его к тому, о чем он мечтал еще в «Историческом смысле психологического кризиса», — к пересмотру всего основного понятийного аппарата современной психологии. Не «процесс», а «драма». Не простое поступательное движение, а сложная смысловая динамика. Но он этого сделать не успел. 

А ученики, Харьковская группа, сделать этого в те — 30-е — годы не сумели. Правильно указывая на внутренние противоречия в концепции Выготского и на неверность его тезиса, что развитие значений движется общением (может быть, если что-то и неверно, то не сам тезис, а убеждение в его универсальности, абсолютности?), они слишком метафизично подошли к его концепции. Сама альтернатива, разведшая Выготского и «харьковчан» в разные стороны, была изначально ошибочна: либо «практическая деятельность и сознание», либо «единство интеллекта и аффекта». Много лет спустя, в 1977 г., выступая с докладом о Выготском, А. Н. Леонтьев признал: «Альтернатива 30—31-х гг. оказалась не альтернативой, а необходимой линией движения психологического исследования. Не или-или. а обязательно и-и!» (рукопись). Он имел в виду прежде всего более поздние, 60—70-х годов, исследования А. В. Запорожца, начатые, однако, уже в конце 30-х годов, который суммировал их так: «Есть основания полагать, что в отличие от интеллектуального управления, регулирующего поведение в соответствии с объективным значением условий решаемой задачи, управление эмоциональное обеспечивает коррекцию действий адекватно 

стр 108

стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114