нии», с другой — «всякая эмоция есть функция личности» (Выготский, 19846. С. 123, 280). К сожалению, эта рукопись оборвана почти на полуслове и понять дальнейший ход мысли автора можно только по статье «К вопросу о психологии творчества актера», где, в частности, говорится: «В процессе общественной жизни... эмоции вступают в новые отношения с другими элементами душевной жизни, возникают новые системы, новые сплавы психических функций, возникают единства высшего порядка, внутри которых господствуют особые закономерности, взаимозависимости, особые формы связи и движения» (Выготский, 1984в. С. 328).
Вот таким-то сплавом и является единство интеллекта и аффекта в динамической смысловой системе!
Но и это не все, и чтобы до конца осмыслить позицию Выготского, обратимся к посмертно опубликованной рукописи «Проблема умственной отсталости» (Выготский, 1935). Вот какие мысли мы в ней находим.
«В ходе развития меняются и совершенствуются не только интеллектуальные функции сами по себе, но и отношение интеллекта и аффекта. В этом гвоздь всего вопроса» (с. 21).
«Мышлению как определенному виду деятельности (sic ! — А. Л.) присуща динамика особого рода... точно так же, как реальному действию присуща своя система, ... столь же определенного типа и свойства». При этом постоянно наблюдается «переход текучей динамики мысли в твердую и застывшую динамику действия и обратно...» (с. 26).
И, наконец, главное. «Аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию в целом и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству» (с. 29). Так, «мышление может быть рабом страстей, но оно может быть и их господином» (с. 33).
Одним словом, «нужно рассматривать отношение между интеллектом и аффектом... не как вещь, а как процесс» (с. 34).
Мы привыкли — вслед за Выготским — говорить о синтезе, или единстве интеллекта и аффекта. Но, может быть, правильнее — в терминологии опять-таки самого Выготского — говорить о том, что Выготский занимался отношением интеллекта (мышления) и смысла? А основной те-
стр 107
стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114