опубликованной Д. Б. Элькониным в 1966 г. (Выготский, 1966). Через много лет (особенно четко в работе 1947 г. «Психологические вопросы сознательности учения») А. Н. Леонтьев заговорил в печати о «личностном смысле». Между «смысловым полем» Выготского и «личностным смыслом» Леонтьева лежит, казанось бы, нечто вроде провала. На самом деле это не так. В рукописных «Методологических тетрадях» А. Н. Леонтьева, относящихся к концу 30-х годов, в его докторской диссертации «Развитие психики» и других неопубликованных материалах разрабатывается как раз концепция «смыслового поля». Но они требуют специального анализа.
В настоящей статье мы затрагиваем самый последний этап научного развития идей Л. С. Выготского, а именно конец 1933 г. — первую половину 1934 г. — этап, оборванный его смертью в июне этого года. Наша задача — попытаться понять незавершенную логику последних работ Выготского и экстраполировать направление движения его мысли.
Начнем с эпиграфов к статье.
«Се, Человек!» (Иоан., 19, 5). Вот истинный человек. Именно это и есть человек... Видимо, стоящие в скобках два слова подчеркнуты Выготским ошибочно. Следовало подчеркнуть только второе из них: психология человека. Тогда в памяти возникает недавно опубликованная рукопись «Конкретная психология человека», относящаяся к 1929 г. Напомним некоторые ключевые места из этой рукописи. Личность — «первичное, что созидается вместе с высшими функциями». Дальше — сравнение психики с драмой, взятое у Ж. Политцера, и концепция социальной роли. Перед нами судья. Здесь отношение: мышление/страсть. «Как человек сочувствую, как судья осуждаю». Вот муж — у него отношение обратное: страсть/мышление. «Знаю, что она плоха, но я ее люблю». В обоих случаях возникает драматическая ситуация. И «психологию нельзя излагать в понятиях процессов, но драмы» (Выготский, 1986. С. 59—62).
В свете сказанного ясен второй эпиграф. Если «поверхностная психология», например, бихевиоризм, выдает явления за сущности; если «глубинная психология» выводит психическую жизнь из сферы бессознательного — а «бессознательное не развивается» (Выготский, 1982. С. 166), то есть она, эта глубинная психология, принципи-
стр 105
стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114