смыслу происходящего для субъекта, для удовлетворения имеющихся у него потребностей. Лишь согласованное функционирование двух систем, лишь, как выражался Л. С. Выготский, «единство аффекта и интеллекта...» может обеспечить полноценное осуществление любых форм деятельности...» (Запорожец, 1986. С. 258—259). А в другом месте он писал о «функциональной системе интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов» (там же. С. 283). 

Впрочем, еще в 1934 г., в некрологе Выготского, А. Н. Леонтьев высказал тезис, согласно которому должно быть создано «учение о процессе, о сознании действующем», «конкретная теория осознания человеком своего — человеческого — бытия» (Леонтьев, 1934. С. 189), основанная не на противоположности сознания и объективного мира, а на противоположности образа и процесса. В 30-е годы А. Н. Леонтьев вообще неоднократно высказывался в этом духе: другой вопрос, что ни в «Проблемах развития психики», ни даже в «Деятельности. Сознании. Личности» он не развивал — во всяком случае в той мере, какой она того заслуживала, —этой линии исследования. И только перед самой смертью Леонтьев вернулся к концепции образа мира как человеческой практики в ее идеализированных формах, единства индивидуального и социального опыта в виде того смыслового поля, в котором живет — которое отражает, к которому относится, в котором действует — человек. Можно сказать, что концепция образа мира как раз и явилась новым осмыслением некоторых положений «вершинной» психологии Выготского, развивавшихся Леонтьевым в 30-е годы. 

Человек живет в мире. Это означает, во-первых, что он непрерывно отражает этот мир в своем сознании и в своей психике в целом (эмоция, если рассматривать ее по А. Н. Леонтьеву, есть тоже отражение мира в психике человека!). Во-вторых, он непрерывно действует в этом мире — естественно, это может быть практическое действие в реальной предметной среде, а может быть умственное, мыслительное действие в «смысловом поле», в теоретическом образе мира. Это означает, в-третьих, что отношение между отражением и действием, образом и процессом постоянно меняется, как меняется и динамика отношений между действием в смысловом поле и действием в реальном мире. Возникают все новые «сплавы», актуализируются различные мотивы, лич- 

стр 109

стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114