ность вступает во все новые отношения с сознанием (отражением) и деятельностью, опосредует их взаимосвязь или даже прямо детерминирует их — через мотивацию в первую очередь. В-четвертых, человек живет в поле, которое для него есть единство предметного и, так сказать, социального, человеческого, мира: в этом отношении интересна одна из рукописей А. Н. Леонтьева, где говорится о «человеческом», а не только моем, пространстве как части образа мира. То же с временем: даже «сейчас» может быть трояким — нелокализованным, так сказать, абсолютным; локализованным в моей биографии; локализованным в общественно-историческом процессе. 

Читатель, знающий наследие М. М. Бахтина, не может не почувствовать внутреннее родство между описываемыми идеями Выготского—Леонтьева и концепцией Бахтина. Вот что пишет этот последний в своих рукописных заметках: «Мир, где действительно протекает, свершается поступок, — единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый, весь проникнутый эмоционально-волевыми тонами утвержденной целостной значимости. Единую единственность этого мира, не содержательно смысловую, а эмоционально-волевую, тяжелую и нудительную, гарантирует действительности признание моей единственной причастности, моего не-алиби в нем... 

...В соотнесении с моим единственным местом активного исхождения в мире все мыслимые пространственные и временные отношения приобретают ценностный центр, слагаются вокруг него в некоторое устойчивое конкретное архитектоническое целое — возможное единство становится действительной единственностью... 

Если я отвлекусь от этого центра исхождения моей единственной причастности бытию, причем не только от содержательной определенности ее (пространственно-временной и т. п.), но и от эмоционально-волевой утвержденности ее, неизбежно разложится конкретная единственность и нудительная действительность мира, он распадется на абстрактно-общие, только возможные моменты и отношения, могущие быть сведенными к такому же только возможному, абстрактно-общему единству. Конкретная архитектоника переживаемого мира заменится не-временным, и не-пространственным, и не-ценностным систематическим единством абстрактно-общих мо- 

стр 110

стр 103|оглавление|стр 104|стр 105|стр 106|стр 107|стр 108|стр 109|стр 110|стр 111|стр 112|стр 113|стр 114