В какой мере этот результат достигнут? Здесь едва ли можно рассчитывать на полный «консенсус» даже среди нас, в большинстве своем принципиальных единомышленников. Но явно пора попытаться понять, что изменилось в наших представлениях о бессознательном, и хотя бы в первом приближении сформулировать наметившиеся новые (или хорошо забытые) направления, над которыми стоит подумать, и выявить важнейшие расхождения во взглядах. Эту неблагодарную задачу поставил перед собой, в частности, и автор настоящей статьи — тем более что сейчас, ретроспективно, можно это значительно легче сделать.
И, наверное, раздумья о проблеме бессознательного стоит начать с самого основного расхождения во взглядах на эту проблему, четко выявившегося буквально в первое же утро нашей встречи. Мы имеем в виду ту позицию, которую отстаивал в своем докладе один из ведущих представителей французской школы психоанализа, ближайший сотрудник Жака Лакана — профессор Серж Леклер. Остановимся на его концепции подробнее, так как она дает ключ к постановке некоторых нетривиальных философско-психологических вопросов.
О Лакане и лаканизме написано и напечатано на русском языке немало. Но, можно сказать, впервые мы столкнулись с живым лаканистом. Это было важно потому, что никакой текст не дает полного и адекватного представления о всей системе научного мировоззрения Лакана и его сторонников: герметичность их текстов превращает последние в своего рода зашифрованные сообщения, ключ к которым следует искать в них же.
Лакан принципиально непереводим на язык академической науки, как мы ее понимаем. И поэтому-то попытка популяризации его идей, сделанная Леклером, особенно важна.
Итак, первый тезис Леклера (Лакана): «В настоящее время каждый день создается особый вид живого существа, каким является словщество, состоявшее не только из химических молекул, но одновременно, и не менее решающе, из слов, рассказов, истории, мифов, из грамматики и лексики. Язык не есть надстройка, добавленная к физико-химической системе: всякий объективный анализ показывает, что словщество материально состоит также из речи» [11. С. 5].
стр 87
стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106