целенаправленного формирования знаний, умений и навыков в ходе интериоризации внешней предметной деятельности и превращения ее в умственную. Но остается проблема формирования личности на базе усвоения феноменов духовной и материальной культуры общества. Здесь мы приходим к необходимости обращения (под определенным, принципиально новым углом зрения) к психологии искусства, и вообще встает вопрос о методах исследования культуры для целей общей психологии. Здесь много неиспользованных возможностей, связанных с так называемой исторической психологией (историческая динамика развития личности, отраженная в развитии культуры) и с национально-культурными особенностями личности, сознания и деятельности людей. Третьей, также не до конца разработанной проблемой является механизм «естественной интериоризации» в процессе формирования деятельности, сознания, личности и возникающие при этом различные связи и отношения между личностно-психологическими и «отчужденными», социальными феноменами (в частности, интереснейшие, психологически не осмысленные должным образом явления «обыденного сознания», предметного и знакового фетишизма и многое др.).
1.8.Методологические альтернативы психологии бессознательного
Прошло уже более шести лет с того дня, когда в Тбилиси собрал ся Международный симпозиум по проблеме неосознаваемой психической деятельности, который не без основания все называли просто симпозиумом по проблеме бессознательного. Априори очевидно, что результатом этого симпозиума должна была явиться не просто конфронтация разных философских и психологических позиций; смысл его созыва с самого начала был в том, чтобы проблема бессознательного повернулась к нам какими-то новыми, не разрабатывавшимися раньше сторонами, а главное — в том, чтобы смогли органично «вписать» ее в контекст тех более общих философско-психологических позиций, на которые все мы опираемся и с которых подходим к решению всех других методологических и конкретно-научных проблем.
стр 86