18.Филиппов Л. И. Философская антропология Жана Поля Сартра. — М., 1977.
19.Философский словарь. Изд. 4-е. — М., 1981.
20.Amado Levy-Valensi Е. Pour une epistemologie de lincons-ci-ent// Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 3. — Тбилиси, 1978.
21.Heidegger М. Seinund Zeit. — Halle, 1941.
22.Sartre J.-P. L’Etre et le Neant. — Paris, 1943.
23.Wilden A. System and Structure. — N.Y., 1972.
1.9 Ecce homo
(«Вершинная» психология и перспективы исследования деятельности)
Ecce homo (психология человека). Кто хочет сохранить
свою душу, тот потеряет ее, а кто хочет
потерять душу, тот сохранит ее (психология вершинная
в отличие от психологии глубинной).
Л. С. Выготский
Наше слово в психологии: от поверхностной психологии
— в сознании явление не равно бытию. Но мы
себя противопоставляем и глубинной психологии.
Наша психология — вершинная психология
(определяет не «глубины», а «вершины» личности).
Л. С. Выготский
Как ни парадоксально, но до сих пор нет полной и аргументированной научной биографии Л. С. Выготского. Знакомство с литературой о нем как на русском, так и на других языках1 поражает тем, что вклад Выготского в психологическую теорию и методологию психологии, как правило, отождествляется с его идеями совершенно определенного периода, в дальнейшем преодоленными им, — чаще всего идеями «культурно-исторической теории». Но ведь Выготский 1925 года, Выготский 1930 года и Выготский 1933—34 годов — далеко не одно и то же.
Два слова о «Выготском 1930 года». Этим годом помечена замечательная работа, тем не менее свыше 50 лет остававшаяся в рукописи, — «Орудие и знак в развитии ребенка» (Выготский, 1984). Она замечательна тем, что в ней (а также в на-
-----------------------------------------------------
1Перечислим только книги и сборники: Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. — М., 1981; Пузырей А. А. Культурно-историческая теория JI. С. Выготского и современная психология. — М., 1986; БрушлинскийА. В. Культурно-историческая теория мышления. — М., 1988; Kozulin A. Psychology in Utopia. — Cambridge, 1984; WertschJ. Vygotsky and the Social Formation of Mind. — Cambridge, 1985; Culture, Communication, and Cognition: Vygotskian Perspectives. — Cambridge, 1985.
стр 103
стр 86|оглавление|стр 87|стр 88|стр 89|стр 90|стр 91|стр 92|стр 93|стр 94|стр 95|стр 96|стр 97|стр 98|стр 99|стр 100|стр 101|стр 102|стр 103|стр 104|стр 105|стр 106