его предметность. И как при общей характеристике восприятия мы сейчас говорим все чаще и чаще об образе мира как том, что обусловливает, цементирует, наполняет смыслом мир образов, так и применительно к тексту можно говорить, конечно, метафорически, о мире текста, действительных или воображаемых событиях, ситуациях, идеях, чувствах, поступках, побуждениях, ценностях, отображенных в содержании этого текста и как бы видимых нами, как сквозь стекло, сквозь этот текст. Другое дело, что это стекло может быть грязным или вообще деформирующим облик того, что мы через стекло видим. Понимание текста, говорит М. М. Бахтин, «есть правильное отражение отражения. Через чужое отражение к отраженному объекту» (1986. С. 484).
Текст в этом случае есть способ понять действительность, понять мир этого текста или системы текстов, объединенных общим смыслом.
Третий тезис, развивающий предыдущий, возвращает нас к множеству степеней свободы в содержании текста. Если мы понимаем не текст, а мир текста, то как можно интерпретировать тот общеизвестный факт, что один и тот же текст разные люди вроде бы прочитывают по-разному? Может быть, выражаясь яснее, из одного текста разные люди вычитывают разное? Ответ может быть, видимо, следующим. Восприятие и понимание текста является ориентировочным звеном некоторой другой деятельности. В зависимости от характера этой другой «большой» деятельности, места в ней восприятия текста, типа текста, степени сформированное™ навыков и умений большой и малой деятельности и ряда других факторов в каждом конкретном случае оптимальной является различная стратегия восприятия. Мы читаем всегда для чего-то и в зависимости от этого читаем по-разному. Если хотите, это другая формулировка известной мысли М. М. Бахтина о диалогичности всякого понимания. Однако, воспринимая текст по-разному, мы не строим различные миры, с которыми действуем реально или мысленно по-разному, хотя возможен и такой маргинальный случай. Если опять-таки воспользоваться метафорой, то мы по-разному строим один и тот же мир. Этот мир мы можем видеть в разных ракурсах, с разными степенями ясности, можем видеть фрагмент вместо целой картины. Но никакое чтение не может
стр 250
стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254