хологическими (например, «когнитивная структура»). Для одних психолингвистов эти последние структуры связаны с лингвистической полным или частичным изоморфизмом, для других они независимы от нее и взаимодействуют с ней, но в фокусе этого взаимодействия остается язык: «Язык... есть функция взаимодействия между различными системами речевого поведения... Более полное понимание сложности языкового поведения предполагает изучение взаимодействий между всеми психологическими системами, обслуживающими нашу потребность в общении» [15. С. 281.

Таким образом, предметом психолингвистических исследований, в частности, исследований восприятия, остается процесс актуализации в языковом продукте психологических систем, обслуживающих «речевое поведение», или, что то же самое, процесс соотнесения структуры языка или текста с более или менее изоморфными ей (и выводимыми в конечном счете из нее) психолингвистическими моделями языковой способности (linguistic competence).

В самое последнее время появился ряд работ, еще не объединенных единым пониманием и не составляющих в совокупности целостного направления, но резко отличных по своей ориентации от «классического» подхода к психологическим явлениям и закономерностям. Это позволило Ж. Мелеру и Ж. Нуазе говорить о них как о «психолингвистике третьего поколения» [20] или Дж. Уэрчу — как о «новой психолингвистике» [22]. Для последней характерна психологическая ориентация, выражающаяся, однако, в разных исследованиях по-разному. 

Предметом психолингвистического исследования для нас являются различные стратегии использования языка и текста в активной целенаправленной деятельности. Это может быть деятельность, либо целиком ориентированная на воздействие на других людей (деятельность общения), либо включенная (в качестве действия или операции; о различии этих понятий смотрите [12; 13] ) в некоммуникативную деятельность — трудовую, познавательную и т. п. В плане восприятия это обозначает прежде всего, что мы не просто воспринимаем языковый текст, а используем его в качестве ориентировочной основы для иной деятельности. Эта иная деятель-

стр 236

стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254