ность психологически отлична от восприятия текста и включает это восприятие в качестве своего структурного компонента. В зависимости от характера этой «большой» деятельности, места в ней восприятия текста, типа текста, степени сформированное™ навыков и умений «большой» и «малой» деятельности и ряда других факторов в каждом конкретном случае оптимальной является различная стратегия восприятия. 

Остановимся на некоторых экспериментах, показывающих, с нашей точки зрения, правомерность такого подхода (называемого нами эвристическим). 

Так, А. Е. Иванова исследовала зависимость синтаксической структуры высказывания от характера зрительного восприятия. Методика была заимствована (с модификациями) из эксперимента Дж. Флореса д'Аркаи [17], то есть были предложены четыре картинки, изображающие грузовой автомобиль (ббльшего размера) и легковой автомобиль (мёнынего размера), движущиеся друг за другом: пространственное расположение (слева — справа) и направление движения варьировались. Испытуемым предлагалось описать ситуацию одним предложением. В эксперименте выявилось три признака, значимых для описания: направление движения, величина объектов и воображаемая их скорость. При этом все 27 испытуемых (каждый описывал все четыре картинки) четко распались на подмножества в зависимости от избираемой ими стратегии описания (доминирующего признака), причем половина из них не меняла стратегии при переходе от одной картинки к другой. В этом эксперименте подтвердились ранее полученные другими исследователями (в частности, на материале детской речи) выводы относительно неуниверсального характера закономерностей психолингвистического оперирования, то есть идея эвристических стратегий в психической деятельности [см. 19].

Другим циклом экспериментов, направленным на изучение эвристических стратегий в восприятии текста, были исследования так называемого «быстрого чтения». При этом мы исходили из гипотезы (в дальнейшем подтвердившейся), что в основе механизмов «быстрого чтения» лежит определенный, индивидуальный для каждого испытуемого и по-разному варьирующийся в различных условиях эксперимента, оптимальный режим взаимодействия работы

стр 237

стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254