квазисловом, второй — с «горячим» («темным»), контрольной группе давался текст без квазислов. После прочтения текстов всем испытуемым задавался вопрос, относившийся к содержанию текста и требовавший выбора одной из двух характеристик: горячий — холодный (или светлый — темный). Если в контрольной группе распределение ответов было случайным, то в экспериментальных оно значимо коррелировало с оценкой квазислова (более 70% совпадений в ответах). При беседе ни один из испытуемых не смог обосновать свой выбор.

Парадоксальным образом основная проблематика психолингвистических исследований недавнего прошлого — поиски «психологической реальности» лингвистических единиц и структур — развертывалась на периферии той области исследования, которая прежде всего интересует психолога, то есть функционального анализа роли языковых характеристик (и формальных характеристик текста) в процессах восприятия и дальнейшего использования того, что стоит для реципиента «за» текстом. Понятие образа содержания текста чуждо психолингвистике. Психологический в собственном смысле слова подход к тексту, опирающийся на представление об активном, целенаправленном характере психической деятельности и о языке (тексте) как одном из средств этой деятельности, требует фундаментального пересмотра статуса психолингвистических исследований в рамках психологии, пересмотра предмета и концептуального аппарата психолингвистики.

Литература

1.Батов В. И., Сорокин Ю. А. К вопросу о применении метода семантического дифференциала для установления авторства текстов// Общая и прикладная психолингвистика. — М., 1973.

2.Бондарко Л. В., Зиндер Л. Р. Исследование фонетики// Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.

3.Борисова Т. Н. Скорость чтения и стратегия смыслового выражения// Смысловое восприятие речевого сообщения. — М., 1976.

4.Брудный А. А. Понимание как философская и психологическая проблема// Вопр. филос. — 1975. — №10. 

5.Журавлев А. П. Символическое значение языкового знака// Речевое воздействие. — М., 1972.

стр 244

стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254