Второе. Обучение медленному чтению является обязательным промежуточным этапом на пути к обучению быстрому чтению. Вообще полноценный чтец читает гибко, то есть способен выбирать для работы с разными текстами и для разных задач восприятия оптимальные стратегии и соответственно разные скорости чтения. Отсюда самостоятельная задача обучения выбору стратегии техники чтения в зависимости от задач «большой» деятельности.

Третий вывод. Приемы обучения чтению должны быть в минимальной степени репродуктивными. Средняя и высшая школа должна обучать думать над текстом, понимать текст, а не воспринимать его.

Следовательно, мы должны обучать осмысленному чтению, чтению, служащему задачам «большой» деятельности, учить искать в текстах ответы на вопросы, волнующие чтеца. Чтение без интереса, чтение без адекватного личностного мотива — вообще не чтение. Чтение есть смысловой процесс.

В связи с этим напомню еще одно высказывание М. М. Бахтина: «Смыслами я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено смысла... Не может быть «смысла в себе» — он существует только для другого смысла, то есть существует только вместе с ним» (Бахтин, 1979. С. 350).

Литература

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. — М., 1986.

Брудный А. А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур// Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. — М., 1976.

Выготский Л. С. — М., 1996. (Антология гуманной педагогики).

3.7. Психолингвистика: тенденции развития

Психолингвистика принадлежит к числу новых областей психологического знания. Ее предметом является структура процессов речевоспроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка (любого или определенного национального). Психолингвистические исследования направлены на анализ языковой

стр 253

стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254