В указанном плане основными представляются три задачи экспериментального изучения текста, представленные в современной советской психологии:

а)исследование глобальных характеристик восприятия и оценки текста как смыслового целого. В этой области следует назвать работы Ю. А. Сорокина и В. И. Батова по оценке текста методом семантического дифференциала, выявившие в числе других данных соотнесенность оценки текста с личностными характеристиками коммуникатора, что дало возможность практического использования указанных исследований для атрибуции текстов [смотрите 1; 14];

б)исследование иерархии процессов смыслового синтеза образа содержания текста. Эти процессы исследованы в лаборатории А. А. Брудного [4 и др.];

в)выявление опорных элементов этого синтеза при различной функциональной направленности текстов и зависимость их выбора от характеристик деятельности, опосредованной данными текстами. Так, в исследовании Н. Д. Зарубиной показано, что «воспринимающий руководствуется набором интуитивных правил, которые, обнаруживая формальные сигналы, определяют для него роль коммуникативной и экспрессивной нагрузки того или иного отрезка текста» [6. С. 83]. Материалом для эксперимента здесь служили различные по размеру предложения письменного текста, определявшие для испытуемого смысловое членение семантически неотмеченного текста.

Особняком стоит исследование Е. И. Красниковой [8], выявившее одновременно два существенных момента: бессознательный характер синтеза образа содержания текста и возможность непосредственного использования в таком синтезе перцептивных характеристик. Эксперимент заключался в том, что трем группам испытуемых (две экспериментальные и одна контрольная) предъявлялись идентичные тексты, различавшиеся лишь введенными в них (в качестве собственных имен) квазисловами. Эти квазислова были составлены из звуков (букв), получивших в более раннем эксперименте А. П. Журавлева [5] статистически весомую оценку по шкалам Осгуда (холодный — горячий, светлый — темный и т. д.). Первой экспериментальной группе предъявлялся текст с «холодным» (в другой серии «светлым»)

стр 243

стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254