3.6.Чтение как понимание
Ни для кого не секрет, что сегодняшняя школа учит в основном технике чтения, но оказалась неспособной учить собственно чтению, смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста. И когда, становясь, например, студентом, школьник вынужден перерабатывать огромные объемы профессиональной и общественной литературы, он к этому просто не готов. Но главное состоит в том, что мы в школе, да и в вузе не воспитываем потребность к чтению. Существуют данные Гордона, правда, двадцатилетней давности, из которых явствовало, что за месяц, который предшествовал этому обследованию, читали книги всего 56% опрошенных. В том числе 10% прочли 4 книги и более. Даже среди лиц с высшим образованием этот показатель достигал всего 80%. Боюсь, что за последние 20 лет положение, если и изменилось, то к худшему. Мы всегда гордились, что наша публика самая читающая, однако даже в прессе появились замечания, что в сегодняшнем вагоне метро, в противоположность тому, что было раньше, можно увидеть очень мало читающих книгу.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Чтобы подготовить человека к духовной жизни, надо ввести его в мир книг. И далее, говоря о самовоспитании, он констатировал: оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность. Мне, к сожалению, неизвестны данные о корреляции между сформированностью умения чтения и регулярностью чтения, хотя, наверное, есть такие исследования, но думаю, что такая положительная корреляция должна быть. Проще говоря, совершенствование умения читать стимулирует потребность в чтении, но эта потребность тормозится, если возникают трудности в смысловом восприятии текста.
Необходимость сегодняшней конференции связана также и с четко обозначившимся отрывом теоретико-экспериментальных исследований чтения от практики обучения чтению, и наоборот. Это выражается в целом ряде тревожных, на мой взгляд, тенденций. К ним относится уже отмеченная мной направленность школьного обучения чтению на его техническую сторону; практи-
стр 246
стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254