ческое отсутствие системы обучения смысловой рецепции художественного текста; резко увеличившееся число разного рода практических курсов чтения, далеко не всегда опирающихся на полноценную научно-психологическую базу; отсутствие ориентации школьных и даже вузовских курсов иностранного и вообще неродного языка на формирование просмотрового и ознакомительного чтения.

Следующая причина, по которой наша конференция может считаться сегодня нужной и своевременной, — это возникший дефицит теории чтения, которая могла бы быть вписана во всю психологическую систему, разрабатываемую советскими психологами. Как представитель школы Л. С. Выготского считаю весьма полезным напомнить, что писал о психологии чтения сам Лев Семенович.

Первое из принципиальных положений, высказанных им, состоит в том, что при тихом чтении, при чтении про себя понимание выше, чем при чтении вслух, а при более быстром чтении (я не имею в виду быстрое чтение как динамичное чтение, а просто быстрое чтение) выше, чем при медленном. «При быстром чтении понимание идет лучше, — говорил Л. С. Выготский, — ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и сама скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения». К сожалению, — продолжает он, — экспериментальные исследования, касающиеся чтения, до сих пор изучали чтение «как сложный сенсомоторный навык, а не как психический процесс очень сложного порядка». Думаю, это и сейчас звучит достаточно живо. И далее: «работа зрительного механизма является до известной степени подчиненной процессам понимания» (Выготский, 1996. С. 169). 

Что же такое, по Выготскому, этот процесс понимания? Здесь мы находим второе фундаментальное положение. Оно (понимание) не заключается в «возмещении образов», не сводится к образному воскрешению предмета или даже к называнию соответствующего звукового слова. Оно скорее заключается в операции с самим знаком, в отнесении его к значению, к быстрому передвижению внимания и выделению различных пунктов, которые становятся в центре нашего внимания. Далее Выготский вводит понятие о сложном внутреннем про-

стр 247

стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254