лее распространенная в советской науке, сводится к следующим основным тезисам. 

1.Речевое действие следует понимать как аналог решения познавательной задачи, как интеллектуальный акт (в широком смысле). Трактуя речь как процесс решения коммуникативной задачи (сравните [21]), мы, естественно, приходим к идее об эвристическом характере речевых процессов. При такой трактовке речевое действие можно представить как последовательность следующих фаз: а) фаза ориентировки и планирования; б) фаза исполнения; в) фаза контроля (см. [11]). В свою очередь ориентировка может быть двух типов: а) ориентировка в проблемной ситуации, приводящая к появлению коммуникативной интенции; б) ориентировка в условиях коммуникативной задачи, завершающаяся программированием (см. ниже).

2.Фаза ориентировки и планирования (в отличие от аналогичного звена в схеме ТОТЕ) может включать сколь угодно сложную ориентировочную активность. Так, процесс понимания текста — в данной системе понятий — является ориентировочным звеном для его «пересказа своими словами». Система перцептивных действий есть ориентировочное звено для вербального описания результатов восприятия. В ориентировку при диалогической беседе входят в числе других такие факторы, как создание образа собеседника, ориентировка в пространственном соотношении собеседников, временном режиме беседы и т. п. В этом же звене говорящим учитывается функциональная направленность высказывания. Собственно речевое поведение подчинено общей организации процесса решения коммуникативной задачи и определяется в ходе ориентировочных действий.  

3.Кроме того, эта фаза включает в себя планирование (программирование) высказывания. Однако это программирование осуществляется не в языковом коде, то есть не в форме «грамматического Плана», а в смысловом коде внутренней речи, использующем в качестве опоры образы, схемы и лишь факультативно — слова и их сочетания [4], [10]. 

4.То, что называется у Миллера «грамматическим Планом», в описываемой концепции фигурирует как часть фазы исполнения и зависит от принятой программы, закрепленной в коде внутренней речи [14], [15]. Таким об-

стр 26

стр 19|оглавление|стр 20|стр 21|стр 22|стр 23|стр 24|стр 25|стр 26|стр 27|стр 28|стр 29|стр 30|стр 31|стр 32|стр 33